Rustamova F. “FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE AND EDUCATION OF Schoolchildren”, Hortus bot. 9, (2014): DOI: 10.15393/j4.art.2014.2141


Botanical Gardens: Past and Present. Education

pdf-version 

FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE AND EDUCATION OF Schoolchildren

Rustamova
Fakhrida Nazim
Mardakan Arboretum of NAS Azerbaijan,

fakhridakhanum@gmail.com
Key words:
ecology, education in Azerbaijan, schoolchildren, nature, parenting
Summary: The article describes the formation of ecological culture and education of schoolchildren. The main goal of environmental education in schools - to bring conservationists, environmental knowledge to teach children to be compassionate, to love and protect nature, carefully dispose of its wealth. It is desirable that when teaching ecology students and pupils used a variety of games. This will have a positive impact on their environmental education.
Is received: 29 march 2014 year
Is passed for the press: 19 november 2014 year


Охрана окружающей среды Земного шара является одним из актуальных проблем современной эпохи и основным фактором для здоровья человечества. В ХХ веке интенсивное развитие производства и транспорта, а также других отраслей промышленности способствует загрязнению атмосферы, и тем самым приводит ещё к большему обострению этих проблем. В направлении предотвращения этих опасностей в различных отраслях науки проводятся экологические исследования.

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.  Основой как национального, так и мирового развития общества должна стать гармония человека и природы. Человечество подошло к порогу, за которым нужны и новая нравственность, и новые знания, новый менталитет, новая система ценностей. Безусловно, их нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами. Экологическое образование должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным, опережающим все другие области хозяйственной деятельности. Задача общеобразовательной школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствует приобретению навыков научного анализа явлений природы, сознанию значимости своей практической помощи природе. В современную эпоху в высших и средних учебных заведениях, в различных отраслях промышленности формирование и изучение системы экологического образования является самой важной задачей в направлении решения этих проблем. 

В Азербайджанской республике в этом направлении проводятся широкомасштабные просветительные работы. На основе резолюции Президента Азербайджанской Республики датой от 27 января 2003 года, № 847 был подготовлен и утверждён проект «Об экологическом образовании и просвещении населения». Высшие учебные заведения, научно-исследовательские  институты  Национальной Академии Наук Азербайджана, средние школы и дошкольные заведения республики проводят научные и практические работы со студентами и учащимися для развития их экологического образования. В этом направлении Мардаканский Дендрарий Национальной Академии Наук Азербайджана имеет важное значение в экологическом воспитании подрастающего поколения. Каждый год студенты и учащиеся из разных высших учебных заведений и средних школ г.Баку приходят в Дендрарий на экскурсию и на практике знакомятся с живыми растениями на открытом участке и в оранжереях, методами их выращивания, у них формируется экологическая культура и любовь к родной природе. Изданные в республике многочисленные методические пособия для средних школ направлены на возрастание у школьников знаний о природе, привитию чувства заботы, любви к природе, родной родине, формированию экологического мировоззрения. Всё это способствует формированию на современной эпохе у школьников нового экологического мышления на происходящие события в окружающей среде.

Следует отметить, что в охране окружающей среды не зная развитие природы и законы жизни человечество не может определить причины и результаты природных катастроф. Для спасения людей от этих катастроф в первую очередь нужно изучать науку экологию в высших и средних учебных заведениях научными, практическими и др. методами. Практические занятия проводимые в университетах, средних школах в области экологии имеют большое значение в охране природы, восстановлении некоторых видов флоры и фауны находящихся под угрозой исчезновения, при создании лесов, парков, заповедников. В отличие от других наук практические знания в области экологии способствуя предотвращению самых опасных глобальных катастроф и являясь основой нашей жизни создают условия для спокойной жизни в современной биосфере будущим поколениям. Одной из эффективных форм работы по изучению экологии является исследовательская деятельность, в ходе которой происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов. Ориентированность школ на воспитание детей по экологии в природной обстановке позволяет обучающимся активно приобщаться к исследовательской работе по изучению природных сред и экосистем своего родного края, участвовать в экологических конкурсах, олимпиадах, летних лагерях, экологических экспедициях, обмениваться результатами исследований через современные телекоммуникационные средства.

В результате проведенных нами работ было выявлено, что экологические знания и умения нуждаются в реальном закреплении экологической практикой. Успешное экологическое воспитание школьников может быть обеспечено лишь при тех условиях, что оно осуществляется целенаправленно и систематически, и что в этом процессе одновременно участвуют семья и школа, т.е. воздействие со стороны школы подкрепляется активной деятельностью родителей в том же направлении. В процессе обучения науки экологии учащиеся знакомятся со сложными темами как «биоразнообразие», «устойчивое развитие» и т.д. Эти темы в процессе обучения невозможно изучить только с теоретической стороны. Желательно, чтобы при обучении экологии студенты и школьники использовали различные игры.  Это способствует им быть участником влияния биотических, абиотических и антропогенных факторов  окружающей среды  окажет положительное влияние на их экологическое воспитание. В процессе игры учащиеся наряду с увеличением знаний в области экологии, на практике ещё лучше воспринимают эту науку. В процессе обучения использование наглядных пособий повышает научные знания школьников. С этой целью в дендрарии проводятся различные экологические игры с помощью наглядных методов. Экологические игры являются формой и методом экологического воспитания школьников.

В книге «Ekoloji oyunlar» (Mammadov et al., 2007.) собраны дидактические, наглядные, ролевые, двигательные, имитационные игры, чайнворды, загадки, кроссворды, криптограммы, викторины, брейн-ринги, экомарафоны, экологические соревнования и т.д. Цветные рисунки, кроссворды, загадки и все вышеперечисленное повысят интерес к науке экологии и сделают интересным процесс обучения. Основная цель при создании этой книги направлена на обогащение процесса экологического обучения учащихся, привитие чувства ответственности перед природой, активную жизненную позицию, рациональную организацию свободного времени, заботу, любви к природе, родной родине и на формирование у школьников экологической культуры и мировоззрения. Эта книга подготовлена для учащихся и может быть использовано на уроках биологии, в кружках, при проведении в школе мероприятий, праздников, соревнований, викторин, олимпиад на экологическую тему.

 Главная цель экологического воспитания и образования в школьном учреждении - воспитать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, бережно распоряжаться ее богатствами. Очень важно, чтобы маленькие дети, вступая в огромный непонятный мир, научились тонко чувствовать, видеть и понимать, что этот загадочный мир очень разнообразный, многогранный, многокрасочный, а мы - частица этого мира. Экологические представления у школьников формируются в ходе их ознакомления с окружающим миром. Сформированные на протяжении ряда занятий представления постепенно переходят в убеждение о необходимости жить в гармонии с природой. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

  • Образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения.
  • Воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни.
  • Развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране 

Формирование и развитие экологической культуры – сложный процесс. Он обеспечивается согласованным влиянием науки, производства, политики, права, искусства и образования. Овладение экологической культурой ведет к изменению индивидуальных потребностей человека, ибо «экологично думая», человек и поступать будет экологично. Надеемся, что в будущем формирование экологической культуры и образования у учащихся ещё больше будет развиваться.   

References

Bogdanova O.S., Petrova V.I. Metodika vospitatelnoj raboty v natchalnykh klassakh Methodology of educational work in primary school.Moskva: Prosvetshenie,1980, -284 s.

Deryabo S.D., Yasvin V.P. Ekologitcheskaya pedagogika i psikhologiya Environmental education and psychology. Rostov-na-Donu: Feniks, 1996. S. 36-38.

Mammadov T.S. Ekologiya. Baki: Elm, 2004. C. 80-85.

Mammadov T.S., Gulmammadova Sh.A., Mehdiyeva F.S. Ekoloji oyunlar. Bakı: Cashioqlu, 2007. 235 p.




Displays: 5938; Downloads: 1387;