Дендрологическая коллекция Ботанического сада Петра Великого Ботанического института им. В. Л. Комарова РАН (БИН) на Аптекарском острове в Санкт-Петербурге является крупнейшей на Северо-Западе Российской Федерации. В ботаническом саду БИН как раньше, так и теперь, род клён (Acer L.) остаётся ведущим по числу видов и форм среди всех древесных растений (62 таксона по имеющимся на 2015 г. данным) и одним из самых перспективных для городского озеленения. Род клён – очень важный в декоративной дендрологии, для садоводства и лесопаркового хозяйства в странах с умеренным климатом. При подготовке аннотированного каталога коллекций открытого грунта, а также нового издания путеводителя по парку-дендрарию были выявлены 2 новых формы клёнов, ранее неизвестных для науки и описание которых представлено в настоящей статье.
Принятые в тексте сокращения: выс. - высота, диам. - диаметр, дл. - длина, о-в - остров, уч. - участок, экз. - экземпляр.
Acer miyabei Maxim. f. suberosum Byalt et Firsov (Aceraceae) - Клён Мийябе, форма пробковая
Клён Мийябе в природе представляет собой дерево до 20 м выс. (Ogata, 1970), по данным A. Rehder (1949), Б. Н. Замятнина (1958), W. J. Bean (1980) - до 12 м выс., по D. M. Gelderen et al. (1994) - до 25 м выс. При этом он очень редко встречается в культуре в европейских садах. Этот вид был описан ботаником Императорского Санкт-Петербургского ботанического сада К. И. Максимовичем в 1888 г. и назван в честь известного японского ботаника К. Мийябе (1860-1951), профессора университета г. Саппоро на о-ве Хоккайдо. Происходит этот примечательный клён из горных лесов севера Японии, где растёт по берегам рек. Там он замещает клен полевой, от которого отличается меньшими размерами растения и более крупными притуплённо-заострёнными 5-лопастными листьями, которые осенью становятся ярко жёлтыми (Фирсов, Волчанская, 2013). Крылатки у него более крупные, чем у клёна полевого, обычно до 5 см дл.; семенные гнёзда плоские, бархатистые (Rehder, 1949; Замятнин, 1958). Клён Мийябе был впервые интродуцирован из Японии Чарльзом Саржентом в 1892 г. (Hillier, Coombes, 2003).
Клён Мийябе вполне выдерживает климат Санкт-Петербурга. В Саду образует невысокие красивые одноствольные деревья с хорошо развитой кроной, постоянно цветёт и плодоносит и уже давно выращивается из местных семян. Наиболее старое дерево этого вида культивируется здесь с 1936 г. (Связева, 2005). Этот экземпляр растет на уч. 19 (один из 145 участков парка-дендрария), к настоящему времени из трёх первоначально посаженных деревьев сохранилось одно, хотя в конце 1950-х - начале 1960-х гг. была группа деревьев 4-5 м выс. (Замятнин, 1961). В середине 1970-х гг. лучший экземпляр достигал 9,5 м выс., 13 см диам. ствола и кроны 5,7х5,6 м (Головач, 1980). На других участках Сада (34, 58 и 71) представлено его семенное потомство, второе поколение. Уч. 34 и 58: всходы 1981 г., посадка 1996 г. Уч. 71 (Японский сад): всходы 2004 г., посадка 2011 г. Зимостоек, постоянно плодоносит. В прошлом здесь отмечены максимальные размеры для этого клёна: 12,0 м выс. в возрасте 60 лет (Булыгин, Фирсов, 1983).
Форма пробковая была обнаружена на дендропитомнике БИН - сектор Ж, гряда 11. Растения, относящиеся к этой форме, были выращены из семян, собранных на уч. 19 в октябре 2007 г. (посев осуществлён 2 ноября 2007 г., всходы появились через год, весной 2009 г. В 2012 г. подросшие растения были пересажены на гряду Ж-9. Из четырёх экземпляров опробковение проявилось у двух (ещё несколько экз. отстали в росте, подлежат расшколиванию и доращиванию, при этом неясно к какой форме они относятся). В возрасте 7 лет лучшее растение пробковой формы достигло размеров: 2,32 м выс., 1 см диам., крона 1,1х1,0 м. Растения оказались вполне зимостойкими, обмерзание побегов у них полностью отсутствует. Мы планируем пересадить их на постоянное место в парк-дендрарий.
В работах A. Rehder (1949), Б. Н. Замятнина (1958), W. J. Bean (1980), а также в известной монографии по древесным растениям "The Hillier Manual of Trees and Shrubs" J. Hillier, A. Coombes (2003) не приводится ни одной формы для клёна Мийябе. По данным D. M. Gelderen et al. (1994) Acer miyabei ssp. miyabei является одним из родительских видов межвидового садового гибрида Acer x hillieri Lancaster (1979). Вторым родителем является Acer cappadocicum Gleditsch 'Aureum'. Информации о других садовых гибридах или формах нам не удалось найти в литературе или справочных сайтах.
В связи с тем, что наличие пробковой формы у клёна Мийябе ранее нигде не указывалось, мы предлагаем назвать ее Acer miyabei Maxim. f. suberosum Byalt et Firsov и даём ее научное описание.
Acer miyabei Maxim. f. suberosum Byalt et Firsov forma nova
Affinitas. Forma nova a forma typica Acero myabei Maxim. f. miyabei cortici ramorum bi- triennis suberoso-incrassatus bene biffert. Ramis lignescens valde suberosae, cum seriae longitudinali plus minusve suberosae tectae et a Acero campestre L. f. suberoso (Dumort.) C. Koch. quod in cultivatio bene cognita affinis. - От типичной формы Acer myabei Maxim. f. miyabei новая форма хорошо отличается наличием развитой толстой коры на побегах, начиная со 2-3 года развития. Одревесневшие побеги сильно опробковевшие, покрыты более-менее продольными выростами пробки, как у более известного в культуре клёна полевого (Acer campestre L. f. suberosum (Dumort.) C. Koch.). Typus: "Россия, г. Санкт-Петербург, культивируется в ботаническом саду Петра Великого БИН РАН с 2009 г. в дендропитомнике (гряда Ж-9). Экземпляр с пробковой корой, одноствольное необмерзающее дерево 2,32 м выс. - Russia, St.-Petersburg, cultivated at Peter the Great Botanic garden since 2009 in the garden nursery (row Zh-9), 20 X 2015, veg. Г. А. Фирсов, В. В. Бялт / G. A. Firsov, V. V. Byalt s. n.» (LE!, isotypi - HERZ, KFTA, LECB, WIR). Известна только в культуре в Ботаническом саду Петра Великого. |
Pic. 1. Acer miyabei Maxim. f. suberosum Byalt et Firsov.
Acer saccharinum L. f. variifolium Byalt et Firsov (Aceraceae) - Клён серебристый, форма разнолистная
Клён серебристый (Acer saccharinum L.) - крупное быстрорастущее дерево, в лучших условиях до 40 м выс. и стволом до 150 см в диаметре, обычно 18-24 м выс. и 60-90 см в диам. (Замятнин, 1958; Булыгин, Фирсов, 1985; Фирсов, Лаврентьев, 2008). В природе произрастает на востоке Северной Америки. В западной части ареала заходит в зону высокотравных прерий, на севере - в зону хвойно-широколиственных лесов, на юге - до субтропиков. Наиболее часто встречается в смешанных древостоях твёрдолиственных лесов. Хорошо растет по низменным местам, особенно в долинах рек по песчаным затопляемым берегам. В наибольшем количестве встречается в низовьях реки Огайо и её притоков, где достигает самых крупных размеров. Отличается быстрым ростом, устойчив в условиях городской среды. В Европу интродуцирован в 1725 г. (Gelderen et. al., 1994; Hillier, Coombes, 2003) сэром Чарльзом Вейгером (Sir Charles Wager). В Санкт-Петербурге появился одним из первых среди клёнов-интродуцентов. В коллекциях Ботанического сада Петра Великого упоминается с 1808 г. (Уханов, 1950; Связева, 2005).
Листья типичной формы глубоко рассечённые 5-лопастные, до 14 см длины и ширины, с глубоко дважды или лопастно-пильчатыми заоcтрёнными лопастями, при этом средняя лопасть нередко сама трёхлопастная; сверху зелёные голые, снизу серебристо-белые или голубовато-серые; в молодости опушённые, затем оголяющиеся, осенью светло-жёлтые (Замятнин, 1958), или же остаются зелёными до морозов. Этот клён очень долго сохраняет листву, до субсезонов "глубокой осени" и "предзимья" (Фирсов, Смирнов, 2012), когда уже весь парк стоит почти голый.
За период культуры на протяжении двух веков в Санкт-Петербурге отсутствовали данные о его плодоношении. Это объяснялось или повреждением цветков отрицательной температурой воздуха весной, или невызреванием семян осенью. Однако Н. Е. Булыгин и Г. А. Фирсов (1985) отметили очень редкие случаи созревания плодов в 1980, 1984 и 1975 гг. В предыдущей публикации этих же авторов было отмечено плодоношение также в 1967 г.: "Кроме того, в отдельных парках Ленинграда (Приморский парк Победы и др.) встречаются старые деревья клёна сахаристого (серебристого). Они, как и другие особи этого вида, растущие в арборетумах БИН и ЛТА, регулярно цветут, но до 1967 г. их плодоношение никем не отмечалось. В 1967 г. Н. Е. Булыгиным было зафиксировано образование всего 6 зрелых плодов на одном из деревьев к. сахаристого в арборетуме ЛТА. Причем, все плоды были бессемянные" (Булыгин, Фирсов, 1981, с. 22-23).
Цветёт клён серебристый очень рано, до облиствения, в субсезоне "оживления весны". Этим, очевидно, и объясняется столь редкое его плодоношение (Фирсов, Лаврентьев, 2008). В 2007 г. после долгого перерыва и после аномально теплой и короткой зимы 2006/07 г. (самая короткая за весь период наблюдений, 41 сут.) в Санкт-Петербурге у клёна серебристого созрели плоды.
У этого вида известно довольно много садовых форм, одна из них выращивается в Ботаническом саду Петра Великого (фото 2). Это Acer saccharinum cv. Wieri с характерными рассеченными листьями (= f. laciniatum (Carr.) Pax; f. Wieri Pax; cv. Laciniatum Wieri). Лучшим экземпляром клёна серебристого в парке БИН является отдельно растущее дерево на уч. 104 Acer saccharinum 'Wieri', приближающееся к своему предельному возрасту (уже около 140 лет). У него в 2007 г. впервые наблюдалось обильное плодоношение. Плоды созрели в самом начале лета, и к осени из них были получены однолетние сеянцы. Эта форма представляет собой дерево с глубоко рассеченными острыми лопастями листьев и плакучими ветвями, в культуре известна с 1873 г., в Саду постоянно выращивается с 1881 г. (Связева, 2005).
Acer saccharinum f. variifolium Byalt et Firsov forma nova найдена нами на дендропитомнике (гряда Е-13). Всходы 2007 г., второе поколение, с уч. 104, с экземпляра Acer saccharinum сv. Wieri. Форма проявилась у двух экз. Лучший экз. на осень 2015 г. в возрасте 9 лет достиг размеров: 2,88 м выс., диам. 3 см, крона 2,0х1,8 м. Отличается быстрым ростом, прирост побегов до 50 см. Поздно оканчивает вегетацию. Осенью того же года это дерево высажено в парк, на уч. 19.
Форма отличается тем, что нижние 1-2 пары образуют обычные для этого вида листья (характерные для типичной формы у обычных деревьев). А по мере продвижения к верхушке побега листья становятся всё более рассечёнными, а у самой верхушки почти нитевидные. По своей зимостойкости не отличается от типичной формы.
В связи с тем, что нам не удалось найти упоминания в литературе о наличии подобной формы у клёна серебристого, мы предлагаем назвать ее Acer saccharinum L. f. variifolium Byalt et Firsov и даём ее научное описание.
Acer saccharinum L. f. variifolium Byalt et Firsov
Affinitas. A forma typica et var. wieri 1-2 parae foliorum in partis inferioris subtypicae, versus apicem magis laciniatis fit et terminalibus subfiliformibus differt. Tempore eodem forma typica et var. wieri cum foliorum mas minusve conformibus sunt. От типичной формы и от f. wieri отличается тем, что нижние 1-2 пары образуют обычные для этого вида листья, а к верхушке побега листья становятся всё более рассечёнными, у самой верхушки они почти нитевидные. Тогда как у типичной формы и культивара все листья на побеге более менее одинаковые (рис. 3). Holotypus: "Россия, г. Санкт-Петербург, культивируется в ботаническом саду Петра Великого БИН РАН в дендропитомнике, гряда Е-13. - Russia, St.-Petersburg, cultivated at Peter the Great Botanic gardenin the garden nursery (row E-13), 15 X 2015, veg., Г .А. Фирсов, В. В. Бялт / G. A. Firsov, V. V. Byalt s.n.» (LE!, isotypi - HERZ, KFTA, LECB, WIR). Известна только в культуре в Ботаническом саду Петра Великого. |
Рис. 2. Acer saccharinum L. 'Wieri' в парке БИН РАН. Pic. 2. Acer saccharinum L. 'Wieri' in the park of BIN RAS. |
Рис. 3. Acer saccharinum L. f. variifolium Byalt et Firsov на питомнике БИН РАН. Pic. 3. Acer saccharinum L. f. variifolium Byalt et Firsov at the nursery of BIN RAS. |
В статье приводится описание 2 новых для науки формы клёнов: Acer miyabei Maxim. f. suberosum Byalt et Firsov forma nova (Aceraceae) – Клён Мийябе, форма пробковая и Acer saccharinum L. f. variifolium Byalt et Firsov forma nova - Клён серебристый, форма разнолистная, культивируемых в Ботаническом саду Петра Великого в Санкт-Петербурге. Приведена информация о происхождении посадочного материала, даны отличия новых форм от близких таксонов (приведены латинские диагнозы), указаны типовые образцы и место их хранения. Описания новых таксонов подготовлены по правилам «International Code of Botanical Nomenclature. Melbourne Code, 2011» (http://www.iapt-taxon.org/nomen/main.php).
Работа выполнена в рамках государственного задания согласно тематическому плану Ботанического института им. В. Л. Комарова РАН по теме № 0126-2014-0021. "Коллекции живых растений Ботанического института им. В. Л. Комарова РАН (история, современное состояние, перспективы развития и использования)".
References
Bulygin N. E., Firsov G. A. Istoriya introduktsii klenov v Leningrade History of introduction of maples in Leningrad // Rukopis predstavlena Leningr. lesotekhn. akad. L., 1981. Dep. v VINITI 20.08.1981. № 4168-81. Dep. 50 s.
Bulygin N. E., Firsov G. A. Introduktsiya klenov na Severo-Zapade RSFSR. Introduction of maples at the North-West of the RSFSR L.: LTA, 1983. Dep. v VINITI, № 3006-83. Dep. 203 s.
Bulygin N. E., Firsov G. A. Klen serebristyj v Leningrade i perspektivy ego ispolzovaniya v ozelenenii na Severo-Zapade RSFSR Silver Maple in Leningrad and prospects of its usage in city planting at the North-West of the RSFSR / rukopis predstavlena Leningrad. lesotekhn. akad. L., 1985. Dep. v VINITI 26 avgusta 1985 g. № 6296-85. Dep. 31 s.
Golovatch A. G. Derevya, kustarniki i liany Botanitcheskogo sada BIN AN SSSR. Trees, shrubs and climbers of botanic garden BIN AS USSR L.: Nauka, 1980. 188 s.
Zamyatnin B. N. Putevoditel po parku Botanitcheskogo instituta. Guide-book on park of Botanical Institute M., L.: Izd-vo AN SSSR. 1961. 127 s.
Zamyatnin B. N. Sem. 51. Klenovye – Aceraceae Lindl. Family 51. Aceraceae Lindl. // Derevya i kustarniki SSSR. M., L.: Izd-vo AN SSSR. 1958. T. 4. S. 405—499.
Svyazeva O. A. Derevya, kustarniki i liany parka Botanitcheskogo sada Botanitcheskogo instituta im. V. L. Komarova (K istorii vvedeniya v kulturu). Trees, shrubs and climbers of botanic garden of the Komarov Botanical Institute (to the history of introduction into cultivation) SPb.: Rostok, 2005. 384 s.
Ukhanov V. V. Kleny Severnoj Ameriki v rajone Leningrada i vozmozhnost ikh kultury v Evropejskoj tchasti SSSR Maples of North America at Leningrad’s area and possibilities of its cultivation at European part of the USSR // Trudy Bot. inst. im. V. L. Komarova AN SSSR. Ser. 6. 1950. Vyp. 1. S. 20—27.
Firsov G. A., Lavrentev N. V. Klyony sektsii Rubra Pax v Sankt-Peterburge Maples of Section Rubra Pax in Saint-Petersburg // Izvestiya Sankt-Peterburgskoj lesotekhnitcheskoj akademii. 2008. Vyp. 185. S. 53—61.
Firsov G. A., Smirnov Yu. S. Vremena goda v Botanitcheskom sadu Petra Velikogo na Aptekarskom ostrove. Seasons of the year at Peter the Great Botanic Garden at Apothecaries Island SPb, 2012. 118 s.
Firsov G. A., Voltchanskaya A. V. Klyony Botanitcheskogo sada Petra Velikogo BIN RAN Maples of Peter the Great Botanic Garden BIN RAS. SPb, 2013. 28 s.
Bean W. J. Trees and Shrubs hardy in the British Isles. Eighth Edition Revised. A-C. John Murray. 1970. Second Impression 1976. Reprinted 1980. Vol. 1. 845 p.
Gelderen D. M., de Jong P. C., Oterdoom H. J. Maples of the World. – Portland, Oregon: Timber Press, 1994. 458 p.
Hillier J., Coombes A. (Consultant Editors). The Hillier Manual of Trees and Shrubs. David and Charles. 2003. 512 p.
Ogata K. Acer myabei // in Flora of Japan. Tokyo, 1999. Vol. 2c. P. 70.
Rehder A. Manual of cultivated trees and shrubs hardy in North America. 2-nd edition. New York: The MacMillan Company, 1949.– 996 p.