Куликова О. Н. «ПРИРОДА ЧУВСТВ» - ЭКОЛОГО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ДЕНДРОЛОГИЧЕСКОГО САДА ИМ. С. Ф. ХАРИТОНОВА // Hortus bot. 2018. Т. 13, прил. I, URL: http://hb.karelia.ru/journal/article.php?id=5565. DOI: 10.15393/j4.art.2018.5565


ПРИЛОЖЕНИЕ I. Материалы Второй Международной научно-практической конференции «Ботанические сады в современном мире: наука, образование, менеджмент»

pdf-версия статьи

УДК 37.033 (571.12)

«ПРИРОДА ЧУВСТВ» - ЭКОЛОГО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ДЕНДРОЛОГИЧЕСКОГО САДА ИМ. С. Ф. ХАРИТОНОВА

Куликова
Ольга Николаевна
Национальный парк «Плещеево озеро»,
Переславль-Залесский, Переславль-Залесский, 152020, Россия
kulikova.dendrosad@mail.ru
Ключевые слова:
дендрологический сад, экологическое просвещение, экологическая тропа «Природа чувств», эколого-просветительская программа, органы чувств, ощущения.
Аннотация: Дендрологический сад имеет огромное значение в общем биологическом и экологическом образовании населения. Помимо изучения и охраны растений сад обладает широкими возможностями для реализации своих достижений в образовательной и просветительской деятельности. Одной из форм воспитания экологического мышления и мировоззрения является создание экологических троп. На территории дендрологического сада им. С.Ф. Харитонова в 2015 году обустроена экологическая интерактивная тропа «Природа чувств». Для методического и дидактического обеспечения модульных занятий с посетителями зеленого класса экологической тропы "Природа чувств" специалистами ЭкоЦентра «Заповедники» и дендрологического сада в 2017году разработана эколого-просветительская программа "Открытия Природы чувств".
Получена: 03 сентября 2018 года
Подписана к печати: 24 сентября 2018 года

*

Стремительные изменения в социальном устройстве российского общества приводят к тому, что в мироощущении человека начинает преобладать прагматическое отношение к действительности. К сожалению, живое общение с природой ограничено в условиях возрастающей урбанизации. В этой ситуации ботанические сады и дендрологические парки могут выступать в роли посредника между природой и обществом и активно участвовать в формировании общественного самосознания и мировоззрения человека (Лапин, 1980).

**

Дендрологический сад заложен в г.Переславле-Залесском в 60-62 гг. заслуженным лесоводом РСФСР С.Ф.Харитоновым. Площадь сада составляет 58 га.  Является структурным подразделением национального парка «Плещеево озеро». Сад организован с целью обогащения местной флоры новыми видами деревьев и кустарников, которые представляют хозяйственную и эстетическую ценность для лесного и садово-паркового хозяйства, а также для сохранения коллекции растений, проведения работ по интродукции.

Помимо изучения и охраны растений сад обладает широкими возможностями для реализации своих достижений в образовательной и просветительской деятельности. Образовательные задачи сегодня являются важнейшими функциями всех ботанических садов мира. Дендрологический сад имеет огромное значение в общем биологическом и экологическом образовании населения. Ежегодно его посещают более 29000 человек. Даже при неорганизованном посещении посетители имеют возможность пополнить свои знания в отношении растений местной флоры или культивируемых в данном регионе, поскольку в саду  проведено этикетирование растений с кратким описанием видов и установлены информационные аншлаги.

 Дендрологический сад осуществляет научно-просветительскую деятельность среди широких слоев населения; сад является местом про ведения тематических экскурсий для учителей, школьников, студентов учебных заведений и других групп населения. Опытные экскурсоводы  проводят экскурсии для всех категорий посетителей: от воспитанников детского сада до пенсионеров. Содержание экскурсии и подача материала варьируется в зависимости от возрастного и социального состава экскурсантов и времени года.

Экологическое просвещение является одним из основных направлений работы национальных парков. Развитие экологических знаний, экологической культуры, формирование экологического мышления и поведения, воспитания любви к природе и уважения к истории предков, привлечение населения к изучению и восстановлению историко-культурного и природного наследия родного края – основные цели, которые ставятся в работе с местным населением. Одной из форм воспитания экологического мышления и мировоззрения является создание экологических троп (Захлебный, 1986).                                                    

В 2015 году на территории дендрологического сада обустроена экологическая интерактивная тропа «Природа чувств», которая приглашает посетителей в увлекательное путешествие познания чудес природы через органы чувств. Ее протяженность 500 метров.  Тип тропы – кольцевой. С точки зрения восприятия ландшафта и получения информации этот  тип является оптимальным. Цель создания тропы: сочетание отдыха в природной обстановке с расширением кругозора посетителей, формирование экологической культуры людей, локализация посетителей природной территории на определенном маршруте (Буторина и др., 2007). Предполагаемое время прохождения маршрута – 1-1.5 часа (без проведения мастер-класса, беседы, экологического занятия). Целевая группа посетителей: обучающиеся СОШ младшего, среднего и старшего звеньев, студенты ВУЗов, семейные группы, специалисты (педагогические работники, преподаватели ВУЗов, специалисты лесного хозяйства и др.). Характеризуется хорошей доступностью – находится на территории дендрологического сада имени С.Ф.Харитонова  вблизи от входа.

Основные потребности посетителей: рекреационно-физиологическая  прогулка по  природной территории с получением оздоровительного эффекта,  познавательная – наглядное, осязаемое знакомство с природой национального парка, эмоциональная – познавательная экскурсия по экологической тропе дает массу позитивных впечатлений от общения с живой заповедной природой.

Экологическая тропа «Природа чувств» - это учебно-познавательная тропа с включением интерактивных элементов. Известно, что чем активнее человек участвует в процессе обучения (познания), тем лучше он усваивает материал. Природа наделила людей пятью органами чувств, через которые мы воспринимаем окружающий нас мир: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. На этой тропе мы приглашаем посетителей в увлекательное путешествие познания чудес природы через органы чувств.

Тропа проходит по живописному уголку дендрологического сада, среди рощи бархата амурского, в окружении хвойных деревьев: елей, сосен, пихт и кустарников: сирень, дерен, боярышник, барбарис, миндаль… Маршрут нацелен на познавательно – наглядное, осязаемое знакомство с природой. Способ передвижения посетителей по маршруту – пеший. Сезонность использования маршрута – весенний, летний, осенний периоды. Зимний период – частичное использование. Особенно тропа декоративна в период с апреля по октябрь месяцы. Основные объекты осмотра посетителями: дендрологическая коллекция сада - древесные и кустарниковые  растения (деревья, кустарники, лианы), травянистые растения, тематические интерактивные площадки с информационным насыщением и интерактивными элементами. Нитка маршрута экологической тропы состоит из 12 точек: путешествие в природу чувств, природа – лучший художник, птичий городок, отель для насекомых, ягода пяти вкусов, в мире вкуса и аромата, калейдоскоп цветов, прикосновение к природе, дорожка ощущений, звуки леса, мир заповедных животных, зеленый класс.        

Обустройство и оборудование маршрута: входная группа; деревянный мостик при входе через пониженный участок; по всему пути следования дощатые настилы, пошаговые дорожки из спилов, площадки из спилов; малые архитектурные формы – 4 скамьи из дерева с элементами резных фигур животных, 1 скамья с аркой из дерева «Звуки природы», 2 композиции скамья +столик из дерева «Скамья раздумий» и «Скамья читальня», 6 урн; интерактивные стенды и элементы; беседка-«Зеленый класс»; указатели направления движения - стрелки (средства навигации); информационные аншлаги (научно-методическое сопровождение) – 41шт; пергола - трельяж – опора для вьющегося растения; приподнятая клумба – 2 шт для демонстрации пряно-ароматных и съедобных растений.

 На экологической тропе «Природа чувств»  можно узнать о гнездовьях птиц, чем можно кормить птиц зимой, чем полезны насекомые, окунуться в мир вкусов и ароматов природы. На интерактивных площадках научиться определять возраст дерева и создать композицию из природных материалов. Для многих будет интересно помериться ростом с животными заповедной природы. В конце путешествия посетить зеленый класс, в котором  можно поделиться своими впечатлениями, послушать лекцию, поучаствовать в мастер-классе.

Для методического и дидактического обеспечения модульных занятий с посетителями зеленого класса экологической тропы "Природа чувств" дендрологического сада им. С.Ф.Харитонова специалистами ЭкоЦентра «Заповедники» и дендрологического сада в 2017году разработана эколого-просветительская программа "Открытия Природы чувств".

Программа ориентирована на занятия с целевой аудиторией "школьники" в возрастном диапазоне 7-14 лет и состоит из 10 модульных занятий. Занятия разделены на 2 уровня по степени сложности  – начальный (для возраста 7-10 лет) и базовый уровень (для возраста 10-14 лет).

Начальный уровень (возраст 7-10 лет)

Занятие 1 "Коллекция ощущений"

Занятие 2 "Палитра природы"

Занятие 3 "В мире звуков природы"

Занятие 4 "Яркий мир ароматов и вкусов"

Занятие 5 "Магия прикосновения" * (для начального и базового уровня)

Базовый уровень (возраст 11-14 лет)

Занятие 6 "Познание мира"

Занятие 7 "Радужный мир"

Занятие 8 "Звуки природы"

Занятие 9 "Ароматы и вкусы в природном мире"

Занятие 10 Квест "Природа чувств"* (для начального и базового уровня)

 Главная идея программы - познание природного окружения через ощущения. Эксперименты, исследовательские задания с использованием органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) позволяют  ближе познакомиться с окружающим нас природным миром. Модель "Краски жизни" дает возможность понять, как видят один и тот же объект разные животные. Конструктор "Рождение ощущений" раскрывает секрет выражения "Глаз смотрит, а мозг видит; ухо, нос, язык ловят, а мозг слышит, обоняет, различает вкус; рука прикасается, а мозг "говорит" к чему". Работа с линейкой "Звуковой ряд" подсказывает кто, кого в природе может слышать. В рамках программы разработан квест "Природа  чувств". Участники квеста узнают много нового о значении своих органов чувств, знакомятся с флорой и фауной дендрологического сада, узнают о заповедном острове - национальном парке «Плещеево озеро», разгадывают  тайну одного из интереснейших объектов дендрологического сада!

***

Презентация программы прошла в 2017 году на семинаре по экологическому образованию для педагогов дошкольных, школьных учреждений и учреждений дополнительного образования Ярославской области. Апробацию программа прошла на занятиях эколого-краеведческой экспедиции «Мы - Дети Волги », проводимой на берегу озера Плещеево в июле 2017 года национальным парком «Плещеево озеро».Элементы программы, интерактивные приемы используются при проведении экскурсий по экологической тропе "Природа чувств", событийных мероприятий с посетителями, в летних школьных лагерях. Экологическую тропу «Природа чувств» за период с июля 2015 года по сентябрь 2018 года посетило более 90 тысяч человек.

Литература

Лапин П.И. Ботанические сады, и охрана растительных богатств / П.И.Лапин // Вестн. АН СССР. -1980. № 7. - С. 55-61.

Захлебный А.Н. На экологической тропе: опыт экологического воспитания. - М.:Знание,1986 - 78 с.

Буторина Н.Н., С.В. Моргачев С.В., Орестов Я.И., Чижова В.П.. Тропа в гармонии с природой. Сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. - М.: "Р.Валент", 2007. - 176 с.




Просмотров: 2553; Скачиваний: 818;