Солтани Г. А. Романтизм Худековского парка. К семантике сочинского "Дендрария" // Hortus bot. 2015. Т. 10, URL: http://hb.karelia.ru/journal/article.php?id=2904. DOI: 10.15393/j4.art.2015.2904


Гармония сада. Ландшафтный дизайн

pdf-версия статьи

УДК 712.01

Романтизм Худековского парка. К семантике сочинского "Дендрария"

Солтани
Галина Александровна
ФГБУ "Сочинский национальный парк",

soltany2004@yandex.ru
Ключевые слова:
Сочинский Дендрарий, С. Н. Худеков, семантика парка, скульптура, А. Дюрэн
Аннотация: Сочинский "Дендрарий" – известный памятник садово-парковой архитектуры. Он был основан в 1892 году издателем, драматургом, беллетристом, историком балета, государственным и общественным деятелем, коллекционером, садоводом, скотоводом, птицеводом, прекрасным семьянином Сергеем Николаевичем Худековым. Парк, как автобиография его создателя, отражает события жизни С. Н. Худекова, нравственные и эстетические ценности, впечатления, привязанности, передаваемые через литературные и мифологические образы. Семантика малых архитектурных форм многозначна и включает темы Любви, Веры, Надежды, Терпения, Справедливости, Семьи, Балета, Литературы, Воинской славы, Утра, создающие единый ансамбль. Символика, свойственная стилю Романтизма, передаётся скульптурами, изготовленными известной французской фирмой Антуана Дюрэна. Худековский парк великолепен не только органичным сочетанием различных ландшафтных стилей (английских пейзажных и регулярных французских парков, террасных итальянских садов), но и своим идейным содержанием, мастерски созданным тонким знатоком и ценителем искусства Сергеем Николаевичем Худековым.
Получена: 21 сентября 2015 года
Подписана к печати: 01 ноября 2015 года

*

Экзотические хвойные деревья, разнообразные вечнозелёные растения, красивоцветущие кустарники, бамбуки и пальмы создают своеобразный южный колорит сочинского "Дендрария". Долгие годы субтропической дендроколлекции уделялось основное внимание. На базе парка были созданы научно-исследовательские учреждения, занимающиеся вопросами интродукции растений и паркостроения. В середине прошлого века, при расширении территории "Дендрария", были созданы ландшафтно-географические отделы. Но, не менее интересна архитектура исторической части парка, которая является особым искусством. Как художественное творение она предназначена для создания определённого настроения, эмоций и чувств. Более ста лет эта грань парка не рассматривалась. Отнесённая к пережиткам буржуазного строя, семантика парка замалчивалась, не пропускаемая советской цензурой. Сегодня, когда в Сочи и селе Ерлино Рязанской области созданы музеи, посвящённые Сергею Николаевичу Худекову, мы узнаём о жизни сподвижника нашей страны и по-новому воспринимаем его наследие. 

**

Худековский парк

История парка начинается в 1889 году, когда владелец "Петербургской газеты", рязанский дворянин Сергей Николаевич Худеков (рис. 1)  приобрел около 50-ти десятин в окрестностях посада Даховский (ныне город Сочи). После расчистки четверти участка от леса началась планировка участка, закладка сада и парка. Основные посадки были закончены к 1892 году, но строительство дачи продолжалось до 1899 года. 

Рис. 1. Сергей Николаевич Худеков – основатель сочинского "Дендрария".

Худековский парк изначально выделялся из массы подобных разнообразием экзотических растений, изысканностью архитектуры. Двери парка были открыты для горожан, которые желали полюбоваться его красотой (Гордон, 2005). В отличие от знаменитого парка в Ерлино, упомянутом А. Э. Регелем (1896)  в книге "Изящное садоводство и художественные сады", он не был разрушен и разграблен в годы безвластия после Февральской революции. После национализации Худековский парк был передан Сочинской садовой и сельскохозяйственной опытной станции. В 30-х годах получил современное, всем известное название "Дендрарий", и сейчас входит в состав Сочинского национального парка Министерства природных ресурсов и экологии Российской федерации.

В создаваемом парке С. Н. Худеков стремился воссоздать великолепие европейских парков. Кроме удачных планировочных решений (Колесников, 1946) использована семантика в стиле Романтизма. Символика многозначна и многогранна, воспринимается субъективно на уровне подготовленности личности, степени осведомлённости и образованности. Созданный Сергеем Николаевичем Худековым парк является отражением событий его жизни, взглядов, привязанностей и ценностей. Семья, служба, работа, увлечения, приоритеты и нравственные идеалы Худекова мастерски вплетены в семантику парка. Как писал Д. С. Лихачёв  (1982) "Все в романтическом саду подчинялось эмоциональным переживаниям личности, соединялось с образами поэзии, литературными мотивами, темами путешествий, воспоминаний".

Мифологический сюжет парка

Основной сюжетной линией является миф об Аталанте и Гиппомене, описанный древнегреческим поэтом Овидием в сборнике "Метаморфозы". Аталанта была нежеланной дочерью в своей семье, где ждали рождение сына. Недовольный отец выбросил младенца в лес на погибель. Ребёнка взрастила медведица. Девушка выросла прекрасной бегуньей, желающей во всём походить на Богиню охоты Диану. Аталанте была предсказана погибель от супружества. Чтобы избежать домогательства многочисленных поклонников, она предлагала им состязание в беге, зная, что нет ей в этом равных. Побеждённых претендентов на руку и сердце она убивала своим кинжалом. Но это не останавливало юношей. На очередное состязание попал Гиппомен.  Он осуждал безумство воздыхателей, но и его поразила стрела Эрота. Страстно желая победить в беге, Гиппомен просит Богиню Любви о помощи. Афродита даёт ему золотые яблоки, которые нужно бросать под ноги бегущей Аталанты. Девушка или споткнётся, или поднимет их. Так и случилось. Аталанта позволила себя обогнать. Обрадованный Гиппомен забыл поблагодарить Афродиту, за что возлюбленных ждала жестокая кара. Заставшая их в храме Матерь всех богов Кибела превратила Аталанту и Гиппомена во львов.

Над парком возвышается скульптура Афродиты – Богини Любви, выходящей из морской пены. Её сопровождает на дельфине трубящий маленький Эрот (рис. 2). Они обращены к центру парка, где с обеих сторон лестницы расположены фигуры бегущих Гиппомена и Аталанты.  А фигуры львов находятся у подножия беседки (рис. 3). Второй лев – слепок с первого – был установлен в 60-х годах XX века.

Рис. 2. Скульптуры Эрота на дельфине (слева) и Афродиты (справа). По центру – скульптурная группа Греческой беседки в сочинском "Дендрарии" (фото Г. А. Солтани).

   

Рис. 3. Львы у подножия беседки в сочинском "Дендрарии" (фото Г. А. Солтани).

История двух любящих сердец и их гибели издавна вдохновляла художников и скульптуров. Более трёхсот лет назад Пьер Лапорт (Pierre Lepautre) и Гильом ле Кусто (Guillaume ler Coustou) воплотили в мраморе образы  Аталанты  и  Гиппомена (рис. 4). Фигуры украшали парк Марли Людовика XIV в 1714 году. По центру бассейнов парка Карпов (Carpes du parc de Marly)  располагались скульптуры Аполлона и Дафны, Аталанты и Гиппомена. После Великой французской революции они были перенесены в Лувр. В "Дендрарии" установлены их чугунные копии, изготовленные фирмой Дюрэн.

Рис. 4. Гиппомен и Аталанта. Сверху -  Лувр (фото с сайта https://www.pinterest.com/pin/484770347361799743), снизу слева Гиппомен, снизу справа Аталанта в "Дендрарии" (фото Г. А. Солтани).

Возможно, что скульптуры из Марли, напоминали Худекову о Петербурге и Париже одновременно. Они повествуют о силе Любви и разрушительности Неблагодарности. В разные времена скульптуры Гиппомена и Аталанты трактовались по-разному. В советское время, чтобы избавиться от буржуазной "пошлости" они именовались как "Юноша с мячом" и "Девушка с кинжалом", "Бегун" и "Бегунья". Последние годы они воспринимались как боги-близнецы Аполлон и Диана (Пряжников, 2006). При этом последняя версия вполне отвечает семантике парка, отождествляя мужское и женское начало, солнце и луну, день и ночь, духовное и плотское.

Тема Утро, скульптуры фирмы Антуана Дюрэна

Следующей связующей нитью архитектуры парка является тема Утра. Видимо, это было любимое время суток Сергея Николаевича Худекова. Переход от тьмы к свету, предвкушение нового дня и связанные с этим чувства и эмоции создавали определённое настроение. На террасах перед дачей расположен архитектурный ансамбль Утро (рис. 5). Сейчас его составляют три скульптуры: возвещающий о наступлении нового дня Петух, играющий на дудочке Пастушок (он же "Мальчик со свирелью") и "Рыбак с сетью" (Михалёва, 1971). Легенды парка гласят, что большая фигура Рыбака и маленькая Пастушка напоминают нам о соразмерности труда и праздности в нашей жизни. 

Рис. 5. Архитектурный ансамбль "Утро" (фото Г. А. Солтани).

Рис. 6. Лист из каталога фирмы А. Дюрэна - вверху. Фирменный знак на парковой скульптуре (фото Г. А. Солтани) - внизу.

Парковая скульптура изготовлена известной французской фирмой Антуана Дюрэна из Сомвуара (рис.6). Антуан Дюрэн (Antonie Durenne, 1822 - 1895) был одним из основателей Французской Национальной школы декоративного искусства. Его завод чугунного декоративного литья славился высоким качеством, чему свидетельствует полученные награды на Всемирных Выставках в Париже и Вене. Les bronzes ou fontes Durenne, ornent des villes en Espagne, aux États-Unis, au Canada, au Venezuela, en Colombie, en Russie, en Guinée... Сейчас в Музее Орсэ хранятся 700 дюрановских гипсовых моделей. На фирме скульпторы создавали высокохудожественные подобия известных произведений искусства. Работы А. Дюрэна и сейчас украшают города не только во Франции, но и в Великобритании (фонтан Росс в Эдинбурге), США (фонтан Капитолия в Вашингтоне), а также в Канаде, Испании, Венесуэле, Колумбии, Гвинее.

Сергей Николаевич Худеков выбрал из каталога фигуры, которые подходили для выражения его замысла. Так как скульптуры в парке неоднократно переставлялись, то, возможно, скульптуры Ныряльщица и Мальчик с рыбкой входили в этот ансамбль. Скульптура Мальчик с рыбкой фирмы А. Дюрэна является замечательным подобием работы Мальчик с щукой известного итальянского скульптора XV века Андреа Вероккьо (A. Verrochio) (рис. 7). 

Рис. 7. Скульптуры Мальчик с щукой (слева) (фото с сайта http://www.hcrowther.co.uk/) и Мальчик с рыбкой (справа) (фото Г. А. Солтани).

Рис. 8. Северный фасад дачи в форме корабля (фото Г. А. Солтани).

Здание дачи с северного фасада  предстаёт перед нами трёхпалубным кораблём, плывущим на восток навстречу восходящему солнцу (рис. 8). С той стороны поднимается Богиня утренней зари Аврора (трактовавшаяся в прежней легенде как Афродита). Символ Корабля в Худековском парке имеет ещё одно значение – Символ Воинской славы.

Символ Воинской славы

Детство и отрочество Сергея Худекова выпало на период Кавказской войны. Когда Турция, Великобритания и Франция объявили войну России (названной позже Крымской), 17-летний Сергей Худеков, оставив обучение в Московском университете, решил отправиться в действующую армию.  Начав служить унтер-офицером Ряжского пехотного полка, юноша просит перевести его в Углицкий Егерский пехотный полк. В Севастополе уже сражаются его старшие братья - Василий и Павел. Попав на фронт, Сергей Худеков пишет свои первые очерки. За мужество и храбрость в боях ему пожаловали медаль на Андреевской ленте (Пряжников, 2006). Оставшись на военной службе после окончания войны, он стал очень быстро продвигаться вверх. К 23 годам Сергей Худеков  служил в Белорусском гусарском Его Императорского Высочества Великого князя Михаила полку. В ноябре 1865 года он уходит в отставку, решив посвятить себя театру и создать семью. В дальнейшем он на короткое время вернётся на военную службу, но вновь оставит её уже навсегда  в чине майора. Участие в кровопролитной войне, тяжелое ранение брата Павла и гибель Василия, оставили глубокий след в памяти Сергея Николаевича Худекова. Битве при Севастополе посвящен архитектурный ансамбль северного фасада дачи (рис. 9). Это и само здание в форме корабля, фонарь-маяк и крепостная стена с "оставшимися после обстрела" пушечными ядрами. Этот ансамбль возможно назвать "Севастополь".

Рис. 9. Архитектурный ансамбль "Севастополь". Сверху – общий вид, внизу – "Крепостная стена" (слева) и фонарь в виде маяка (справа) (фото Г. А. Солтани).

Надежда

Символика дачи многозначна. И прежде всего это дань любимой жене Надежде. Её именем названа дача. Надежда Алексеевна в одном из своих произведений писала: "…беленький, красивой архитектуры домик с выступами, башней и широкими террасами стоял на фоне тёмных дубов и гигантских буков высоко над поляной, засаженной редкими тропическими растениями" (Захарова, 2011) (рис. 10). 

Рис. 10. Дача "Надежда" (фото с сайта http://arch-sochi.ru/2011/02/v-otrestavrirovannoy-ville-nadezhda-otkroetsya-muzey-baleta).

Надежда Алексеевна Страхова (рис. 11) была дочерью отставного поручика.  Алексей Фёдорович Страхов слыл богатым помещиком, хорошим хозяином, добрым человеком с видной наружностью: высокий, статный, плечистый, державшийся всегда прямо, с бритым лицом, с густыми волосами, правильными чертами лица. Он был всегда элегантен, оживлён, с доброй, приветливой улыбкой.  Его супруга Надежда Васильевна Сергеева была маленькой, хрупкой, тоненькой  и болезненной девушкой, кроткая и тихая. Брак  был счастливый.  Алексей Фёдорович обожал свою кроткую и глубоко верующую жену. За короткое время она родила 8 детей, из которых выжили только две дочери – Маша и Наденька. Надежда Васильевна тяжело переносила роды, и доктора запретили ей иметь детей. Но Надежда Васильевна вновь забеременела. Мать Алексея Фёдоровича Анна Петровна Кропоткина (сестра известного политического деятеля и анархиста) невзлюбила свою невестку и преследовала её на каждом шагу. Накануне родов,  в январе, когда стояли жестокие морозы, Анна Петровна стала требовать, чтобы Алексей Федорович поехал в одно из имений, чтобы удостовериться - всё ли там обстоит благополучно. Долго со слезами на глазах он прощался со своей обожаемой женой. Надежда Васильевна в эту же ночь родила девочку (Александру) и сама скончалась в сильных мучениях. Горе Алексея Федоровича было безутешным. Всю свою любовь и заботу он отдавал детям,  особенно похожей и лицом и характером на свою мать Наденьке. Прошло 9 лет, дети подросли, и отец привёл в дом мачеху - Надежду Афанасьевну Кузьмину. Сначала мачеха была весёлой и ласковой, сама заботилась и обучала сирот.  Но затем у неё появились свои дети Фёдор, Лидия и Дмитрий и всё изменилось. Бесконечные ссоры Маши с мачехой, враждебно-брезгливое отношение к сиротам привели к тому, что дочерей решили отослать подальше. Когда Наденьке исполнилось 14 лет, её с младшей сестрой отправили в Московский пансион. Пять лет девочки не видели родного дома. После возвращения сестёр всё изменилось. Началась спокойная и радостная жизнь. Они стали навещать тётушку Александру Васильевну Худекову, жившую в Бутырках, в 4-х верстах от Ольховца Рязанской губернии Михайловского уезда. В Бутырках и завязалась любовь Наденьки и Сергея Худекова.

Худеков был очень интересным молодым человеком, не столько своей наружностью, сколько своим умом, развитием. У него было литературное дарование, он много читал и хорошо выражал свои мысли. Наденька попросила отца благословить их на брак, но получила отказ. Основной причиной было близкое родство. К тому же Алексей Фёдорович не хотел отдавать свою любимицу бедному самоуверенному вольнодумцу. Ему было непонятно, как можно было оставить предвещавшую успех военную карьеру и заняться литературой. Отец был неумолим, и молодые люди решили пожениться тайно. В октябре в Ольховцах в честь дня рождения мачехи устроили бал. Надежда Афанасьевна сидела в гостиной, окруженная гостями, Алексей Фёдорович играл в преферанс. Приезжий помещик Александр Васильевич Чулков пригласил Наденьку на вальс, а потом, с её согласия, похитил девушку. На отдаленной станции железной дороги её  уже ждал жених, чтобы немедленно ехать венчаться (Духовская, 2000). Зря Алексей Федорович опасался за материальное благополучие своей дочери. Отставной майор, начинающий литератор стал  крупным землевладельцем, преуспевающим издателем,  хозяином двух особняков в Санкт-Петербурге. 

Рис. 11. Портрет Надежды Алексеевны Худековой. Художник К. Маковский, 1885 (фото с сайта https://www.pinterest.com/pin/543176405033726936).

Они прожили вместе более полувека. Надежда Алексеевна всегда и во всём помогала мужу. Им пришлось пережить нелёгкие времена. Спасая убыточное на первых порах издание "Петербургской газеты"  Наде пришлось заложить подушки, так как уже больше закладывать было нечего. Она много работала в газете как журналист, переводчик, рецензент, а главное - создавала в ней атмосферу уюта и общей доброжелательности. Поддержала Надежда Алексеевна мужа и в сельском хозяйстве. Оставила столицу и отправилась за мужем в рязанскую глушь, в Ерлино, помогать устраивать усадьбу. Самостоятельно разводила домашнюю птицу, принимала участие в выставках, за что получила большую золотую медаль и приз города на Первой Международной выставке птицеводства, проходившей в 1899 году в Санкт-Петербурге. Когда Сергей Николаевич отсутствовал, заменяла его в Ерлино (Красногорская, 2009). При этом, по воспоминаниям её сестры Лидии Авиловой, она оставалась столичной дамой, много путешествовала за границей и носила парижские туалеты, интересовалась театром и литературой.

Символика Семьи

Сергей Николаевич считал, что главное в жизни человека - семья. Семье посвящён главный фонтан парка – "Амуры" (рис. 12). Он расположен на центральной лестнице, ведущей к даче. Его строение - формула счастливой семьи, так гласят легенды парка. В основах семьи лежит мудрость, которую символизируют дельфины. Над ними стоят два ангела – Терпение и Любовь, поддерживающие полную чашу – символ благополучия и достатка. Венчают фонтан Сатиры – символ плодородия и радости.  

Рис. 12. Фонтан "Амуры" (фото Г. А. Солтани).

У Сергея Николаевич было трое сыновей. Старший сын Николай – преемник отца на посту редактора «Петербургской газеты», средний – Алексей был мировым судьёй. Судьба младшего, Сергея, не известна. Кроме своих трёх сыновей в семье Худековых воспитывались приёмный мальчик и двое детей близких родственников. Одним из них  был сын сестры и крестник Сергея Николаевича Сергей Анатольевич Костарев (1878 года рождения). Получив образование в лесной академии в Швейцарии Костарев стал управляющим  худековского парка в Сочи (Красногорская, 2007).

Возможно, что желая оградить свой дом и семью от ударов судьбы он разместил на основных дорогах ведущих к даче фигуры орлов, львов, и дельфинов, как защиту в воздухе, на земле и воде. Срощенные спинами львы защищают дом со всех сторон света. Здесь присутствует и двуликий Янус, охраняющий прошлое и будущее и греческий меандр, чтобы запутавшись, злые силы потеряли дорогу к семейному очагу хозяина парка.

Любовь

Любовь в парке представлена во всех гранях. Это любовь между мужчиной и женщиной, любовь к семье, к супруге, любовь к балету, любовь к Отчизне, раскрыта тема любви в греческой мифологии и само имя  Любовь.  Племянницей Худекова была Любовь Дмитриевна Духовская (урождённая Воейкова). Её перу принадлежит хроника семьи Воейковых «Последние дворянские гнёзда», в которой она рассказывает и о семье Страховых-Худековых. Любовь Дмитриевна родилась в 1871 году у Александры, младшей сестры Надежды Алексеевны. Её основными качествами были доброжелательность и любовь к людям, она была  необыкновенно добрым одухотворенным и религиозным человеком. Хорошо играла на фортепиано. Её перу принадлежат очерки о последних российских усадьбах, о первой мировой войне, о жизни К.С. Станиславского, у которого она была сестрой милосердия в течение 7 лет. Любови Духовской был посвящён скрытый уголок парка, называемый в разные годы беседкой Любви или скамьёй Любви.

Танцы, и не только

На противоположной стороне от дачи расположена скульптура «Танцовщица», которая посвящена главному делу всей жизни Сергея Николаевича Худекова – танцам. Сергей Николаевич был страстным балетоманом. Автор ряда статей о балете, романа «Балетный мирок», либретто к балетам «Баядерка» и «Зорайя или Мавританка в Испании» Л. Минкуса, «Весталка» М. Иванова, «Царь Кандавл» Пуни, «Роксана, краса Черногории» М. Петипа (этим балетам посвящены отельные фрагменты малой архитектуры парка).  Всю жизнь он собирал документы, рисунки, фотографии, относящиеся к западноевропейской и русской хореографии ХVII-ХIХ веков. У Худекова была обширная балетная библиотека. В его коллекции насчитывалось около 15 тысяч экспонатов. Это была крупнейшая в своём роде коллекция, разлетевшаяся частичками по всему миру. Свои знания по истории балета Сергей Николаевич Худеков изложил в 4-томном труде «История танцев всех времен и народов». 

Рис.13. Скульптура «Танцовщица» Дюрен (ор. 1892), сочинский «Дендрарий» (слева) и скульптура «Эсмеральда» (справа) французский мастер Эдуард-Шарль-Мари Хоссен (Edouard-Charles-Marie Houssin, 1847-1917).

Прототипом скульптуры «Танцовщица» могла служить работа французского мастера Эдуард-Шарль-Мари Хоссен «Эсмеральда» (рис.13). Та же одежда простолюдинки, те же бьющие в бубен руки. Эсмеральда не просто известная танцовщица из французского романа «Собор Парижской Богоматери». Её автор, В. М. Гюго глава и теоретик французского романтизма. Романтизм характеризуется утверждением духовно-творческой ценности личности. Балет «Эсмеральда» связан с основными вехами в истории русского балета. Впервые балет «Эсмеральда» был поставлен знаменитым французским балетмейстером Ж. Перро на сцене Лондонского Королевского театра.  Переехав в Россию Ж. Перро начал свою работу с премьеры «Эсмеральды». В 1848 году он ставит балет на сцене Большого Каменного театра в Санкт-Петербурге. Отдавая дань великому Ж. Перро Худеков упомянул балеты  "Эсмеральда" и "Наяда и Рыбак" в архитектуре своего парка. В 1886 году на сцене Мариинского театра состоялась премьера «Эсмеральды» в постановке М. И. Петипа, друга С. Н. Худекова.  Рвавшуюся на главную роль "Эсмеральды" Кшесинскую Мариус Петипа, пытал вопросами: "А ты любиль? А ты страдаль?"

Тему душевных страданий, надо полагать, продолжала литературная скамья. Она располагалась за  «Танцовщицей». На ней были установлены бюсты великих русских писателей  А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого. Их творчеству характерна тема совершения греха и покаяния. Возможно, что это были любимые писатели С. Н. Худекова. Надо полагать ему были близки взгляды А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого о реализации основных черт русского национального характера: всемирной отзывчивости, невероятном самопожертвовании, широте, религиозности, мессианстве и максимализме.

Сергей Николаевич Худеков начал свою литературную деятельность в 1860 году, во время военной службы. Это были небольшие очерки, которые он печатал в различных периодических изданиях под псевдонимами «Жало» и «Жорж». В эти же годы он становится членом Санкт-Петербургского литературного общества. После увольнения с военной службы в отставку в 1871 году  С. Н. Худеков приобрёл «Петербургскую газету».  Это была мало распространенная литературная газета с тиражом в 600 экземпляров, в которой только открылся политический раздел. Худеков взялся за дело энергично и сумел подобрать талантливый коллектив. Основное требование Сергея Николаевича от журналистов - "чёрное не изображать белым".  Постепенно газета приобрела широкий круг читателей и с 1882 года стала ежедневной, в 1877 году появилось бесплатное приложение к газете альманах «Сверчок» и начал издаваться «Православный календарь».    В состав сотрудников "Петербургской газеты" входили  Н.С. Лесков, А. Н. Плещеев, А. П. Чехов, Н.А. Лейкин, И.И. Ясинский, Г.Н. Жулёв, Д.П. Минаев, В.И. Немирович-Данченко (рис.14). Перед началом Первой мировой войны тираж газеты насчитывал 194 тысячи экземпляров.

В 1887 открылась собственная типография. Это позволяло печатать не только большие тиражи газеты, но и отдельные книги. С 1891 по 1904 год из типографии Худекова вышли издания 195 наименований  по медицине (в основном по акушерству и гинекологии), материалы по военному делу, этнографии и филологии. Безусловным лидером среди авторов, чьи произведения печатались в типографии Худекова, был Н.А. Лейкин. Его книги выходили до 1898 года 36 раз (Красногорская, 2015). Успешную издательскую и  редакционную деятельность Худеков совмещал с активной работой в области литературы и искусства. Он автор романов "Балетный мирок", и "На скамье подсудимых", создатель и соавтор 150 пьес. Самые известные из них - "Петербургские когти" (водевиль в 4-х действиях, совместно с Г.Н. Жулёвым), "Герои темного мира" (пьеса в 4-х действиях с куплетами, совместно с Г.Н. Жулёвым), "Передовые деятели" (пьеса в 5-ти действиях), "Житейские предрассудки"(комедия в 4-х действиях, совместно с А.Н. Похвисневым), "В чем сила?", "Кассир" ("Сын века"), "От безделья" - ставится в Императорских театрах Петербурга, Москвы, в провинциальных городах России. Главным печатным трудом Сергея Николаевича Худекова  было и остаётся 4-томное издание «История танцев». Книга иллюстрирована большим количествос фотографий и рисунков из знаменитой балетной коллекции автора.

Рис.14. Юбилейный  выпуск  «Петербургской газеты» 1 января 1892 года с тиражом 24 тыс. экземпляров (фото с сайта http://www.history-ryazan.ru/gallery2/v/genealogy_doc/peterburgskaya_gazeta/Peterburgskaya_Gazeta_1892_01_01_N001_s03.jpg.html).

Коллекционирование

Коллекционирование в России в XIX — XX веках было весьма распространенным явлением. С. Н. Худеков был замечательным коллекционером. Он считался обладателем одной из лучших картинных галерей не только в Петербурге, но и вообще в России, собрав полную русскую школу живописи. В коллекции Худекова были картины кисти И. К. Айвазовского, Н. К. Рериха, К. П. Брюллова, К. Е. Маковского,Н. С. Шустова, А. О. Орловского, А. А. Наумова, М. А. Зичи, К. А .Трутовского, В. Бакаловича,  одного из братьев Чернецовых. После революции 1917 года часть картин были перенесены из его дома в Эрмитаж (Петрова, 2008).

Рис.15. Скульптура Диониса (фото Г. А. Солтани)

Коллекционировал Сергей Николаевич многое. Купив  имение с большим парком близ села Ерлино Скопинского уезда Рязанской губернии он создал экономически успешный усадебный комплекс с прудами и дендрарием. Его работа была награждена «золотой медалью» на Всемирной выставке в Париже  в 1900 году. В рязанском имении Худекова 500 сортов роз, 50 видов и сортов ивы, 164 сорта яблонь и груш, 50 сортов смородины, по 40 сортов малины и крыжовника, 75 сортов земляники. В парке росло 88 видов хвойных деревьев и 200 – лиственных (не менее 400 видов и форм древесных растений было собрано и в Сочи). Коллекцию домашних животных и птицы составляли: куры 34 пород, разнообразные гуси, утки, фазаны, индюки, голуби,  коровы 5 пород, по 3 породы свиней и овец, 2 породы коней. За достижения в этой отрасли Худековы удостоены целым рядом золотых медалей и почетных наград (Худеков, 1989). С середины 1880-х годов был членом Императорского общества садоводства и, став в 1889 году членом правления общества, предложил проводить дважды в год выставки общества, а раз в пять лет — Всероссийскую выставку. За организацию 1-й выставки (в Санкт-Петербурге, в 1890 году) он был удостоен ордена Св. Анны 2-й степени.

Такое увлечение не могло не оставить знаковых  следов в Худековском парке. Присмотревшись внимательно, мы найдём в парке символ Садоводства. Древнегреческий Бог,  к которому возносили молитвы об ускорении роста деревьев, которого называли Изобильным, Раскрывающимся и Цветущим, Бог Плодородия  – Дионис. Наш «пастушок» одарён всеми атрибутами Диониса: на голове – венок из плюща, под ногами – бурдюк с вином, в руках – дудки  (рис. 15). Бог танца – ещё одна сущность Диониса. Дионис (философия дионисийства) противопоставляется Аполлону, как рациональному мужскому началу.

Тайные символы

Если смотреть на планировку парка, то его центральной фигурой будет крест (рис. 16). В его верхней части размещены символы Веры, Надежды и Любви, а в основании – Терпения. Такие знаки использовали тайные общества (Нащокина, 2006), наряду с измерительными инструментами, изображёнными на одной из ваз. 

Рис. 16. Планировка верхней части Худековского парка.

Символ Веры

Возможно, чтобы  это не рассматривалось так однозначно, Символ Веры С. Н. Худеков расположил в центре креста. Мы привыкли рассматривать ансамбль «Утро» по-другому. Но, Сергей Николаевич обратился к истории христианства и использовал древние знаки. Знаком Христа в давние времена была рыба. Её греческое  название ихтис расшифровывалось как Иисус Христос Божий Сын Спаситель. Этой семантика налагается на «Мальчика с рыбкой». Один из символов Христовой любви – поющий петух. Христос знал, что Пётр трижды отречётся до того как пропоёт петух, но не переставал любить апостола. Поющий Петух это и символ Живой Веры. «Итак, бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру» (Марк. 13:35). Вино в бурдюке символ Спасения, так как символизирует жертвенную кровь Христа. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем" (Евангелие от Иоанна, 6:56). Символом последователя Христа является «Рыбак с сетью». В Евангелии от Матфея приведены слова, сказанные Иисусом двум рыбакам — будущим апостолам Петру и Андрею (гл. 4, ст. 18-19): «идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков».  То есть рыбак это символ «ловца человеческих душ», завоевывающий сердца и умы.

Сергей Николаевич Худеков в парке, как и в своей книге «История танцев», стремился отразить все вероисповедания и культуры. Например, Греческую беседку называют также Мавританской (рис. 17). Возможно, за сходство её верхней части с куполом мечети. Такой синтез характерен для парков Романтизма.

Рис. 17. Мавританская, она же Греческая, беседка в «Дендрарии» (фото Г. А. Солтани).

Спускаясь по Центральной лестнице, мы наблюдаем и астрологические знаки, и кельтскую символику в виде головы кабана и дубовых ветвей (рис. 18), на одной из беседок подобие львиной пители индийской колонны Ашоки в Сарнатхе (рис. 19) (Пиньковский, Солтани, 2012).  

Рис. 18. Вазы с изображением знаков зодиака (слева), измерительного инструмента (центр) и кабана с дубовыми ветвями (справа) (фото Г. А. Солтани). 

Останется только Истина

Возможно, львиная капитель связана с ещё одним направлением деятельности С.Н. Худекова. Он  был почётным мировым судьёй Михайловского уезда. А под индийской львиной капителью,  венчавшей стамбху «мирового дерева», были выбиты слова «Только истина победит» (цитата из ведийского текста).

Сергей Николаевич вёл активную общественную деятельность. Шесть лет (с 1893 по 1899 годы) он был Предводителем Дворянства Скопинского уезда, гласным Рязанского губернского земского собрания,  гласным и председателем Санкт-Петербургской городской думы. (Красногорская, Чеклуев, 2006). Худеков участвовал в самых разнообразных общественных организациях. Был членом Общества русских драматических писателей и оперных композиторов, Кассы взаимопомощи при Обществе для пособия нуждающимся литераторам и ученым; Вольного экономического общества, Императорского Российского общества садоводства, Императорского общества плодоводства, Московского общества любителей птицеводства, СПб собрания сельских хозяев, Российского пожарного общества. Президентом Императорского Русского общества птицеводства, директором Литературно – художественного общества.

Рис. 19. Львиная капитель индийской колонны Ашоки в Сарнатхе (слева) (фото с сайта http://indianochka.ru/kultura/history/flag.html) и на Греческой беседке в «Дендрарии» (справа) (фото Г. А. Солтани).

Последний период жизни Сергея Николаевича были наполнены трагическими событиями. Весной 1912 год умер преемник издательства, старший сын Николай, затем в ноябре 1917 года разгромлена и сожжена усадьба в Ерлино, в из-за поддержки Временного правительства была закрыта «Петербургская газета», национализированы дома в Петербурге и дача в Сочи, в 1918 года скончалась любимая супруга Надежда. Сергей Николаевич Худеков скончался в 1928 году, в возрасте 90 лет в  Ленинграде. Наверно, единственным, что сохранилось не разрушенным и не разграбленным в его жизни, был сочинский парк (рис. 20). 

***

Сегодня, изучая страницы прошлого, мы имеем возможность по-новому оценить достояние и великолепие сочинского «Дендрария», созданного тонким знатоком искусства, великолепным мастером паркостроения Сергеем Николаевичем Худековым. Парк как отражение судьбы его создателя, как послание будущим поколениям, - именно таким мы хотели показать творение С.Н.Худекова в результате наших исследований. Возможно, что некоторые материалы являются следствием субъективного восприятия, но именно оно - главный инструмент понимания парков, созданного в стиле Романтизма.

Рис. 20. Сочинский «Дендрарий» в XXI веке (фото с сайта http://dedmaxopka.livejournal.com)

Литература

Биография Худекова. Музей-заповедник "Усадьба С. Н. Худекова", 2011; URL: http://muzeyhudekova.ru/biografiya.html (дата обращения 07.09.2015)

Гордон К.А. Старый Сочи конца XIX – начала XX века. Воспоминания очевидца . Сочи: ЗАО "Дория", 2005. 164 с.

Духовская Л. Последние дворянские гнёзда. История, культура, архитектура . Жираф, 2000, с. 349-354; URL: http://www.kirkino.ru/index.php?cat=3&doc=227 (дата обращения 07.09.2015)

Захарова Н.. В отреставрированной вилле “Надежда” откроется музей балета//Архитектура Сочи , 2011; URL: http://arch-sochi.ru/2011/02/v-otrestavrirovannoy-ville-nadezhda-otkroetsya-muzey-baleta (дата обращения 07.09.2015)

Колесников А.И. Архитектура парков Кавказа и Крыма . М.: Государственное архитектурное издательство, 1946. 170 с.

Красногорская И.К. Типография С.Н. Худекова , 2015; URL: http://www.nuralis.ru/2133.htm (дата обращения 07.09.2015)

Красногорская И.К. Управляющий Сочинским дендрарием и его младшая дочь , 2007; URL: http://www.izdatel-sitnikov.ru/country/ryazanland/162/ (дата обращения 07.09.2015)

Красногорская И.К, Родин Н.А. Окские пароходчики Рязань: Издатель Ситников, 2009. – 272 с.; URL: http://www.izdatel-sitnikov.ru/data/catalog/9/40_654902855.pdf (дата обращения 07.09.2015)

Красногорская И. К., Чеклуев В. В. Уголок земли родной , 2006; URL: http://www.hist-sights.ru/node/4907/ (дата обращения 07.09.2015)

Лихачёв Д.С. Поэзия садов: к семантике садово-парковых стилей . Л.: Наука, 1982. — 341 с.

Михалёва Н. И. Из истории сочинского «Дендрария» //Доклады Сочинского отдела географического общества СССР , Л.: Лен. тип.– 1971.– вып.II.–с.377-382.

Нащокина М.В. Русский масонский парк.// Русская усадьба. Сборник Общества изучения русской усадьбы . – М.: «Жираф».– 2006.– вып. 12 .– с.497-537

Овидий П. Метаморфозы // Перевод С. В. Шервинского; URL: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1304550509#s90 (дата обращения 07.09.2015)

Петрова Т. Его страстью был не только балет //Коллекционеры из рязанских усадеб , 2008; URL: http://rodnaya-storona.ru/node/236 (дата обращения 07.09.2015)

Пиньковский М.Д., Солтани Г.А. 120 лет «Дендрарию» .– Сочи: «Оптима».–2012.–18 с.

Пряжников А.В. Дендрарий .– Новочеркасск: «Новопринт».– 2006.– 96 с.

Регель А.Э. Изящное садоводство и художественные сады . СПб.: Г.Б. Винклеръ.–1896, 512 с.

Ферма и садовое заведение С.Н. Худекова . С.-П.: Тип. С.Н. Худекова.– 1898.–48 с.

Худеков Сергей Николаевич - гласный Санкт-Петербургской городской думы ; URL: http://www.history-ryazan.ru/node/841 (дата обращения 07.09.2015)

Musée du Louvre URL: http ://cartelen.louvre.fr/cartelen/visite?srv=car_not_frame&idNotice=2494 (дата обращения 07.09.2015)




Просмотров: 22492; Скачиваний: 1382;