Ткаченко К. Г. "Прекрасный сад из кучи мусора" – Beijing Garden Expo Park как образец современного подхода создания общественного сада // Hortus bot. 2016. Т. 11, URL: http://hb.karelia.ru/journal/article.php?id=3322. DOI: 10.15393/j4.art.2016.3322


Конференции и путешествия

pdf-версия статьи

УДК 58.006

"Прекрасный сад из кучи мусора" – Beijing Garden Expo Park как образец современного подхода создания общественного сада

Ткаченко
Кирилл Гавриилович
Ботанический институт им. В. Л. Комарова РАН, kigatka@gmail.com
Ключевые слова:
садоводство, ландшафтный дизайн, публичные ботанические сады, парки, сады, ботанические сады, Китай, ландшафтный дизайн
Аннотация: C начала XXI века в Китае реализуются многочисленные государственные программы по созданию публичных парков и садов в разных городах страны. Новый ботанический сад Пекина, созданный на месте бывшей городской свалки, принял первых посетителей в 2013 году. Созданные 69 садов от разных провинций и крупных городов Китая, а также некоторых стран мира, площадью от 1-2 до 10-12 гектаров отражают классические традиционные стили и демонстрируют новейшие течения в области садово-паркового искусства. На громадной территории парка (513 га) есть уникальный Музей китайских садов и ландшафтной архитектуры. В парке продумана вся необходимая инфраструктура для комфортного пребывания в нём посетителей, в том числе и с ограниченными возможностями. Парковый комплекс в настоящее время является основной базой ряда учебных заведений, готовящих специалистов в области ландшафтного дизайна, а также сотрудников садово-парковых организаций страны и агрономов-растениеводов широкого профиля.
Получена: 08 марта 2016 года
Подписана к печати: 03 декабря 2016 года

*

Всё более актуальной становится задача обмена опыта разных стран в создании современных «modern botanical garden» и теперь особенно востребованных «public botanical garden» и различные дискуссии на эту животрепещущую тему. Продолжая хорошую традицию журнала «Hortus botanicus» информировать читателей о ботанических садах мира (Волкова, Нотов, 2004; Ткаченко, 2015), считаю своим долгом рассказать о том, как в настоящее время в Пекине реализуется задача создания новых и оригинальных public botanical gardens. Ранее мной уже были описаны некоторые сады Европы (Ткаченко, 2012, 2014), в том числе и новые сады в Англии (Ткаченко, 2009а,б,в; 2010а,б,в,г).

Посещение Китая в 2015 году было осуществлено по гранту Президента Академии наук Китая – Supported by Chinese Academy of Sciences President’s International Fellowship Initiative (PIFI). В свободное время от работы непосредственно по проекту, время от времени, с сопровождающими меня коллегами, удавалось посетить новые публичные ботанические сады Пекина.

Каждый визит в Китай убеждаешься в том, что это удивительная и загадочная, динамично и гармонично развивающаяся страна. Принимая во внимание, что она интенсивно развивается во всех отношениях, поражает то, как они относятся к родной природе, жителям страны. Последние пару десятилетий в Китае активно реализуются проекты не просто по проблемам экологии крупных городов, улучшению пригородных территорий, национальных парков и заповедников, но и организации здорового отдыха горожан. Удивляет то, что за короткое время в разных уголках не только столицы Китая – Пекине, но страны в целом, создаются новые заповедные парки в уникальных природных (или рукотворных) ландшафтах. Это то, что всегда производит яркое, запоминающееся впечатление, как и то, какими эффективными способами они решают проблемы охраны природы, экологии, совмещая это с красивыми парками и разнообразными образовательными программами (Ткаченко, 2007, 2008, 2013, 2015).

**

Настоящее сообщение посвящено новому, открытому в 2013 году, уникальному ландшафтному парку Пекина. Это повествование о том, как на месте бывшей городской свалки, загрязняющей водозабор, за несколько лет был создан новый оригинальный парк. В нём представлено традиционное и современное парковое искусство Китая. Это настоящий public botanical garden, имя которому – Beijing Garden Expo Park (рис. 1), который расположился вдоль западного берега реки Юндин (Yongding River), городского района Пекина – Fengtai. Здесь и далее   привожу написание китайских названий на английском, как они даны в путеводителях и справочниках, чтобы не допускать разночтения и разнонаписания.

 

Рис. 1. Фотография на аншлаге в парке исходной территория мусорной свалки, существовавшей до 2010 года, на которой теперь создан пекинский Экспо парк - Beijing Garden Expo Park.

Экспо парк занимает площадь 513 га. Из них 267 га отданы под выставки садов, а их на территории Парка «всего» 69. Водная (особо охраняемая) часть парка, это большое озеро – Garden Expo Lake, занимает ещё 246 га.

Конечно же, в Китае, без идейных творений не создают ничего, это чётко прослеживается в буклетах и листовках о парке. Этот Парк отражает суть таких понятий как "центр сохранения и изучения культурного наследия, приоритета экологии на службе человеку, служение человеку, улучшение жизни и постоянное развитие".

История возникновения Парка очень банальна. Всё началось с острой необходимости «восстановления» громадной мусорной свалки на берегах реки Yongding, которая питает озеро, из которого берут воду для города. В этом молодом рукотворном Парке на практике реализовано использование «науки озеленения и современных технологий», путём решения сложных ЭКОЛОГИЧЕСКИХ задач, главной из которых является создание 170 километровой охранной зоны реки Yongding. Разработка и планирование проекта будущего парка были начаты в 2010 году. Весь период реализации «от замысла до воплощения» занял 3 года – с 2011 по 2013 год. И уже в 2013 году парк был открыт для первых посетителей. 

Рис. 2. Символ пекинского выставочного Сада–Парка – Башня Юндин.

 Рис. 3. «Парчовая долина».

Привлечение молодых ландшафтных дизайнеров ряда высших учебных заведений Китая, позволило создать новый большой городской Сад «интеграции классического и современного садового искусства», сформировать новый оригинальный культурный ландшафт, обеспечить отдых горожанам в экологически чистом месте, популяризировать науку и образование в целом. В Beijing Garden Expo Park всё подчинено и организовано по принципу «одна верхушка, две точки и пять парков» («One-Axis, Two-Point and Five Parks»). «Одна верхушка» - это ось всего парка, которая проходит через всю выставочную площадь (проходит параллельно озеру, общая экспозиционная протяжённость парка всего 9.8 км при ширине парковой зоны от 150 до 250 м). «Две точки» (созданные возвышающиеся холмы) - это башня Yongding Tower (башня Юндин, рис. 2) и долина Brocade Valley («парчовая долина», рис. 3). Башня Юндин уникальна тем, что она является полной имитационной копией старинной башни, и имеет 69.7 метра в высоту. «Парчовая долина» - модель трансформации из отходов в «чудо земли», была создана на строительном мусоре, располагавшемся на площади 20 га, и в настоящее время выполнена в форме «затонувшего цветка в долине».

«Пять парков» это пять основных площадей, на которых расположены выставочные парки традиционного и современного китайского садово-паркового искусства, включая Международный парк и парк водно-болотных угодий. Повторюсь, что в этом Парке создано для обозрения пока «всего лишь» 69 оригинальных выставочных садиков разной площади (от 1-2 га, до 10-12 га). Для удобства посетителей организованы автомобильные маршруты на электромобилях для организованных групп (больше 6 человек). Для индивидуальных посетителей организована аренда разных типов велосипедов (одиночных, разные варианты велосипед-тандемов для двоих, тандемы троих, четверых седоков-посетителей). В парке 6 входов. Взять на прокат средство передвижения можно около любого из них, так же как потом и оставить (очень растянута территория парка). Первое посещение парка заняло у нас 7 часов, и, лишь благодаря арендованному транспорту (тандем-велосипеду), мы успели осмотреть лишь одну треть его в центральной части. Ряд больших садов мы не увидели, не смотрели и некоторые «европейские» сады. И ещё на этой громадной площади создаются новые и новые сады разных провинций и городов Китая и некоторых стран мира, которые хотят продемонстрировать свой уровень садового искусства. 

Все созданные демонстрационные сады, уже реализованные в Парке, разработаны и выполнены на основе историко-культурных традиций формирования ландшафта разных провинций Китая. Нужно отметить, что в них учтены и высокий стандарт планирования и высокое качество строительства, отправной точкой идей создаваемых демонстрационных садов был, конечно же, классический и современный китайский ландшафтный дизайн.

Главная идея Beijing Garden Expo Park – превращение мусорных отходов в «Интересную землю и конструкции» или иначе, повторяя фразу из путеводителя, в «Садовый бутик» (The Garden Boutique), реализована через реализацию новаторских проектов основных садовых дизайнерских школ всех провинций Китая и некоторых городов стран мира (эту часть парка мы уже не успели посетить). В настоящее время громадный экспозиционный парк стал реализацией многих очаровательных проектов молодых ландшафтных дизайнеров, на практике создающих «Народной Пекин», «Высокотехнологичный Пекин», и, прежде всего, – «Зелёный Пекин». Ибо сейчас правительство Китая, городская администрация Пекина, озабочены практическим решением улучшения региональной экологической среды. На практике реализации создания такого парка активно внедряется строительство новой экологической инфраструктуры, уделяется внимание разработкам региональных комплексных туристических центров Пекина (в том числе и на западе громадного города). И теперь уже создана новая и интересная «блистательная жемчужина» в поясе озеленения и экологического развития крупнейшего города мира. В парке всё продумано и устроено очень удобно, учтено посещение парка колясочниками, везде есть пандусы, много туалетов (17 – как указано в путеводителях).

 Beijing Garden Expo Park – это «коллекция» из уже реализованных 69 садов. Это яркая демонстрация опыта и умения дизайнеров, работающих в разных провинциях и в крупных городах страны. Разнообразие стилей, современно представленных классических и традиционных мотивов, которые можно видеть в саду, поражает. Многие из созданных садов решены в классическом стиле (рис. 4 – 18), но представлены и современные стили (рис. 19 - 24, 31), например  сад в стиле Hi Tech в китайском прочтении от провинции Гуйчжоу. 

Рис. 4. Начало территории парка от города Эрдос, Внутренняя Монголия.

Рис. 5. Сады, сделанные в классическом стиле. Типичный верблюжий мостик.

Рис. 6. Традиционной сад, включающий обязательные элементы - яблони, сливы, древовидные пионы, бамбук; кривые дорожки, беседку или какое-то строение.

Рис. 7. Классические элементы китайского сада: камень, вода, мостики, крыши, растения.

Рис. 8. Один из обязательных элементов китайского сада - лунные ворота.

 

Рис. 9. Плитка уложена как "цветок сливы, разрушающий лёд". Фигурные (или лунные) проходы. Фигурные окна. Крыша стены - извивающийся дракон.

Рис. 10. Переход между внутренними двориками. Фигурные окна. Крыша разного уровня, плитка с камешками в виде рисунка, "лунный" проход. Обязательно - природный камень (как бордюр и как ступеньки). Закрытый растениями угол стен.

Рис. 11. Через мостик с прямыми углами за вами не может пройти нечистая сила, и, переходя на другую строну, в саду или в парке вы уже свободны от преследования "нечистых сил".

Рис. 12. Верблюжий мостик с беседкой. Каменное обрамление уреза воды, ступеньки и беседка, фигурный проход под беседкой (отражение в виде круга), разные виды растений.

Рис. 13. «Плывущая беседка». Тростники, на заднем плане - Ginkgo boliba, Prunus purpureus.

 Рис. 14. Камень (сложенный вручную) и водопад так же ручной работы.

 

Рис. 15. Традиционная крытая прогулочная галерея. Стриженый кустарник. Плитка (каменная), деревья, дающие нежную ажурную тень. Перед галереей и за ней - пруды-каналы с рыбами.

Рис. 16. Классический дворик китайской знати XVII-XIX веков. Фигурные окна в стене. Стена из разновеликих блоков. Крытая галерея. Видимый проём в стене – вставленное большое зеркало, значительно расширяющее пространства сада. Экспозиция молодых пекинских дизайнеров.

 

Рис. 17. «Беседка на лодке» на берегу пруда с лотосами. Урез воды закрыт камнем. Слева - беседка на возвышенности - для обозрения площади парка и пруда. Справа - крытые галереи.

 

Рис. 18. Парковая деревянная резная беседка на берегу пруда. "Квадратные" традиционные китайские столы и кресла.

 

Рис. 19. Современная дизайнерская реконструкция южно-китайской деревни с элементами современного паркового дизайна. Слева видна фигура быка, на переднем плане слева - слива краснолистная, извилистые дорожки, выложенные разными плитками и камешками. Присутстует "дикий" (не обработанный) камень.

  

Рис. 20. Сады в стиле Hi Tech.

 

Рис. 21. Сад в стиле Hi Tech. Основные элементы сохранены: пруд (вода), камень (дорожка), "сломанный" мостик, растения.

 

Рис. 22. Сад в стиле Hi Tech. Парк, посвящённый пандам.

 

Рис. 23. Сад города Наньнин, провинция Гуйчжоу. Вода (в том числе - "падающая"), ломаные линии, стены с фигурными окнами.

 

Рис. 24. Сад города Наньнин, провинция Гуйчжоу. Дизайнерские находки.

Для реализации некоторых проектов в этом парке, как и по ландшафтному озеленению в стране, часто приглашают сотрудников Ботанического сада Института ботаники АН Китая, владеющих информацией об ассортименте перспективных видов для городского озеленения, урбанофлористики.

На территории этого громадного парка есть ещё и большой музей истории и развития ландшафтной архитектуры и садового дизайна Китая The Museum of Chinese Gardens and Landscape Architecture (MCGALA) (рис. 25–30). Посещение его бесплатно, так как на входе в парк посетители приобретают входные билеты. В этом музее есть как основные, постоянные экспозиции истории развития садового искусства в стране, так и часть отдана для проведения разнообразных временных выставок.

 Рис. 25. Музей истории и развития ландшафтной архитектуры и садового дизайна Китая.

Рис. 26. Макет-панорама исторических садов вокруг Пекина.

 

 Рис. 27. Сценки из жизни и работы садовников, занятых разработкой проекта нового сада.

 

 

Рис. 29. В следующем дворике представлены: фигурное окно, фигурный природный камень, разные виды растений, ступеньки, крыши, стена.

  

Рис. 30. Внутри здания представлены разные варианты классических "внутренних" садиков. И здесь так же есть все главные атрибуты китайского сада - камень, вода, растения, рыбы.

***

О традициях классических садов и парков Китая, роли и месте камня, горбатых и верблюжьих мостиках, искусстве пространства, ширмах, воротах, проёмах, павильонах, окнах, крышах, прудах и водоёмах, бамбуке, дорожках подробно описано в книге "Идеи дарит китайский сад" (Ткаченко, 2014б).

Слова глубокой благодарности выражаю программе Supported by Chinese Academy of Sciences President’s International Fellowship Initiative (PIFI), благодаря которой я получаю возможность узнавать ботанический Китай. И, конечно же, лично моим замечательным коллегам - проф. Ши Лею (Prof., Dr. Shi Lei), и мисс Синь Чуань (Ms. Xing Quan), сотрудникам Ботанического сада Института ботаники АН Китая, которые сопровождали меня в поездках и давали много ценных пояснений и комментариев к увиденному. 

 Рис. 31. Галерея зонтиков - элемент сада, который создали дизайнеры провинции Гуандун.

Литература

Волкова О. М., Нотов А. А. Ботанический сад Тверского государственного университета // Hortus bot. 2004. № 2. С. 80—83.

Ткаченко К. Г. Сад папоротников и мхов // Вестник цветовода. 2007. № 14 (82). С. 26.

Ткаченко К. Г. На родине рододендронов // Вестник цветовода. 2008а. № 10 (102). С. 24—27.

Ткаченко К. Г. Если вам случится в Англии бывать… // Ландшафтные решения. 2008б. № 3 (05). С. 102—105.

Ткаченко К. Г. Сад лекарственных растений в Челси // В мире растений. 2009а. № 6. С. 28—31.

Ткаченко К. Г. Старейшие ботанические сады Англии // Вестник института биологии Коми НЦ УрО РАН, 2009б. № 3 (137). С. 20—23.

Ткаченко К. Г. Посещая Лондон, посетите парк в Гринвиче // В мире растений. 2009в, № 7. С. 4—9.

Ткаченко К. Г. «Молодые» ботанические сады Великобритании // Вестник института биологии Коми НЦ УрО РАН. 2010а. № 1 (147). С. 26—29.

Ткаченко К. Г. Национальный ботанический сад Уэльса // В мире растений. 2010б. № 4. С. 4—9.

Ткаченко К. Г. Прогулка по паркам Лондона // Ландшафтные решения. 2010в. № 1 (08). С. 94—99.

Ткаченко К. Г. Ботанический сад Вентора: субтропики в Англии // В мире растений. 2010. № 11. С. 4—9.

Ткаченко К. Г. На родину Великого Могола // Chief Time. 2013. С. 111—113.

Ткаченко К. Г. Весенняя прогулка – зоосад Будапешта // В мире растений. № 4. 2014а. С. 16—20.

Ткаченко К. Г. Идеи дарит китайский сад. СПб.: Изд-во "Дом садовой литературы", 2014б. 208 с.

Ткаченко К. Г. Агроботанический выставочный сад Китая // Hortus bot. 2015. Т. 10. URL: http://hb.karelia.ru/journal/article.php?id=2481. DOI: 10.15393/j4.art.2015.2481.




Просмотров: 569; Скачиваний: 105;