Чебанная Л. П. К юбилею Субтропического ботанического сада Кубани // Hortus bot. 2017. Т. 12, прил. II, URL: http://hb.karelia.ru/journal/article.php?id=4224. DOI: 10.15393/j4.art.2017.4224


ПРИЛОЖЕНИЕ II. Стратегия создания устойчивых дендрологических коллекций

pdf-версия статьи

УДК 58.006

К юбилею Субтропического ботанического сада Кубани

Чебанная
Любовь Петровна
ФГБНУ Ставропольский ботанический сад,
Ленина, 478, Ставрополь, 355029, Россия
bot.sad@bk.ru
Ключевые слова:
Ю. Н. Карпун
Аннотация: Эссе, посвященное 40-летнему юбилею Субтропического ботанического сада Кубани и его директору, доктору биологических наук, профессору, председателю регионального Совета ботанических садов Юга России Юрию Николаевичу Карпуну. Человеку, который создал поистине уникальный ботанический сад в России, вложив в него свои знания, любовь и безграничную преданность делу.
Получена: 08 февраля 2017 года
Подписана к печати: 29 июля 2017 года

*

Есть такие люди, о которых легко говорить, но что бы ты ни сказал, остается ощущение, что не смог до конца раскрыть их суть, не сказал главного. Это люди необыкновенные, выдающиеся. Многие годы сотрудники Ставропольского ботанического сада поддерживали теплые, дружеские отношения с таким человеком - директором Субтропического ботанического сада Кубани Юрием Николаевичем Карпуном. На протяжении нескольких лет СБСК был практически единственным местом для нас, где ждали всех и щедро делились своими растениями. И сегодня в коллекциях Ставропольского ботанического сада прекрасно адаптировались и живут растения, привезенные в различные годы из Субтропического ботанического сада Кубани.   

**

Мое знакомство с Юрием Николаевичем и его уникальным ботаническим садом было в начале 90-х годов. В те годы в нашем ботаническом саду была поставлена задача: пополнить дендрологическую коллекцию новыми декоративными кустарниками. Как исполнитель задания я искала пути его выполнения.  Время было трудное, на покупку новых растений не было средств. И вот тогда Алла Карповна Чикалина, будучи секретарем Совета ботанических садов Северо-Кавказского региона, организовала поездку в город Сочи, куда попала и я. Это был 1991 год. Как и все, побывавшие до меня сотрудники, я была в полном восторге  от ботанического сада и его гостеприимного хозяина Юрия Николаевича Карпуна – уникального человека и энтузиаста своего дела. Уже тогда он  пользовался  непререкаемым авторитетом у наших сотрудников, а для нас, молодых специалистов, он был просто «живой энциклопедией». Дефицит новой литературы, отсутствие интернета, а он всегда помогал разобраться в трудных вопросах. Даже сейчас, при обилии всевозможной литературы, «Декоративная дендрология  Северного Кавказа» (Карпун, 2005) не потеряла своей значимости и актуальности для дендрологов. Со своей неиссякаемой энергией он, как прекрасный организатор, постоянно привлекал наш ботанический сад для совместной реализации новых проектов. Неоднократно по инициативе Юрия Николаевича, мы участвовали в издании Каталога культивируемых древесных растений России и Северного Кавказа (Каталог..., 1999; Каталог..., 2002; Каталог..., 2003). И, конечно, одним из основных пунктов пополнения наших коллекций стал Субтропический ботанический сад Кубани.  

Наши сотрудники почти ежегодно ездили в командировку в СБСК к Юрию Николаевичу и всегда привозили новые растения для своих коллекций: хвойные, декоративные кустарники, травянистые многолетники и, конечно, субтропические растения для закрытого грунта.  В командировку отправлялись минимум пять человек (рис. 1-3), от каждого отдела по сотруднику. Юрий Николаевич со своим безграничным гостеприимством принимал, размещал, угощал и щедро делился своими растениями.

Рис. 1. А нам здесь нравится, нравится, нравится!

Рис. 2. Лопаты, мешки, секаторы и мы, в полной готовности.

Рис. 3. Одним глазком на море. Слева направо: А. К. Чикалина, Л. И. Сергеева,  Г. Т. Шевченко, Л. П. Чебанная, А. В. Касьяненко (Ставрополь), Ю. Н. Карпун (Сочи), Т. Г. Яненко (Краснодар). Весна 1999 года.

Конечно, не всегда была возможность привезти домой уже укорененные растения. Иногда это был материал для черенкования. Но мы были счастливы. Процесс заготовки выглядел примерно так. Рано утром, казалось с первыми лучами солнца, появлялся Юрий Николаевич. Одна короткая фраза: «Дамы, я вас жду…» - заставляла нас срываться с места и бежать «на голос». Широким шагом полководца он шел по своим владениям, а позади него, словно новобранцы, теряя ряды, бежали мы: с мешками, секаторами, этикетками. Чтобы успеть за этим неуемным человеком-«молнией», нас должно было быть не менее трех человек: один, судорожно написав этикетку, передает эстафету второму, который завязывает черенки, третий пакует в мешки и мчится вдогонку, где уже подготовлена следующая партия растений. 

Черенков и растений было столько, что ездить в гости приходилось на своем транспорте и с мешками. Провожая нас, он нарочито серьезным тоном говорил: «Ну что, все «мешочки» погрузили?». Мы, довольные, улыбались и наперебой благодарили за столь невиданную щедрость. Всего в те годы мною было привезено около 70 новых видов и сортов декоративных кустарников (только лиственных!). Вырастили и сохранили – 56. К большому сожалению не все завезенные растения получалось вырастить. Некоторые не удалось размножить черенками,  для некоторых не подошли климатические условия региона.

Так, в ботаническом саду г. Ставрополя, в трудные для всех ботанических садов годы, появились новые декоративные кустарники, которые, на тот момент, значительно пополнили уже существующую дендрологическую коллекцию. Среди них виды и сорта: Бересклета (Euonymus L.) - 8; Буддлеи (Buddleja L.) - 3; Дейции (Deutzia Thunb.) - 2; Зверобоя (Hypericum L.) - 5; Кариоптериса (Caryopteris Bunge) - 1; Керрии (Kerria DC.) - 1; Кизильника (Cotoneaster Rupp.) - 2; Перовскии (Perovskia Kar.) - 1; Самшита (Buxus L.) - 4; Форсайтии (Forsythia Vahl) - 2.

В то время я была начинающим специалистом, которому хотелось все и сразу.  Иногда в мои списки попадали растения более мягкого климата. Я понимала и с трепетом спрашивала: «А это, можно...?». Он с удивлением поднимал брови и, к моей великой радости, произносил: «Пробуйте…». И мы пробовали. В результате в коллекции появились совсем неизвестные для наших горожан растения: Жасмин голоцветковый (Jasminum nudiflorum Lindl.), Зимоцвет ранний (Chimonanthus praecox (L.) Link), Калина морщинолистная (Viburnum rhytidophyllum Hemsl.), Корилопсис китайский и К. колосковый (Corylopsis sinensis Hemsl., C. spicata Siebold & Zucc.), Лавровишня лекарственная «Шипкинская» (Laurocerasus officinalis cv. Schipkaensis), Магнолия х Лебнера (Magnolia x loebneri Kache), Мирика пенсильванская (Myrica pensylvanica Loisel.), Цефалантус западный (Сephalanthus occidentalis L.). В 2005 году Юрий Николаевич передал в нашу коллекцию 20 сортов вейгелы, из них 17 сохранены и, на сегодняшний день, являются великолепным украшением нашей коллекции. 

***

Юрий Николаевич Карпун и сам никогда не приезжал в гости с пустыми руками. Наши предварительные заявки он выполнял практически  со 100% гарантией, несмотря на то, что частенько приходилось везти довольно внушительный багаж заказов. Сегодня растения, привезенные мною из Субтропического ботанического сада Кубани, составляют около 20% от всей коллекции декоративных кустарников нашего сада. Очень замечательно, что есть такой  человек, необыкновенно щедрой души и большого сердца, ученый и энтузиаст – Юрий Николаевич Карпун. Крепкого здоровья ему и процветания его любимому детищу - Субтропическому ботаническому саду Кубани.

Литература

Карпун Ю. Н. Декоративная дендрология Северного Кавказа. Санкт-Петербург, 2005. 391 с.

Каталог культивируемых древесных растений России. Сочи, Петрозаводск, 1999. 173 с.

Каталог культивируемых древесных растений Северного Кавказа. Сочи, 2002. 98 с.

Каталог культивируемых древесных растений Северного Кавказа. Изд. 2. Сочи, 2003. 100 с.




Просмотров: 3138; Скачиваний: 847;