Валдайских В. В., Михалищев Р. В., Артемьева Е. П., Палтусова М. В. Просветительская работа ботанического сада УрФУ по сохранению биоразнообразия // Hortus bot. 2018. Т. 13, прил. I, URL: http://hb.karelia.ru/journal/article.php?id=5563. DOI: 10.15393/j4.art.2018.5563


ПРИЛОЖЕНИЕ I. Материалы Второй Международной научно-практической конференции «Ботанические сады в современном мире: наука, образование, менеджмент»

pdf-версия статьи

УДК 58.006

Просветительская работа ботанического сада УрФУ по сохранению биоразнообразия

Валдайских
Виктор Владимирович
ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», v_vald@mail.ru
Михалищев
Роман Валерьевич
ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», rmichaliszczew@gmail.com
Артемьева
Елена Петровна
ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», el.artem2010@yandex.ru
Палтусова
Мария Владимировна
ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», maripaltusova@bk.ru
Ключевые слова:
ботанический сад, экологический центр, просвещение населения, редкие виды
Аннотация: С 2008 г. ботанический сад Уральского федерального университета позиционируется как учебно-методический экологический центр, в задачи которого входит экологическое просвещение населения. В рамках муниципального проекта «Экологическое просвещение и образование населения г. Екатеринбурга» ведется работа с дошкольными и школьными образовательными учреждениями по созданию демонстрационных участков с редкими видами местной флоры. Просветительская работа сотрудников ботанического сада заключается в проведении консультаций, семинаров по вопросам сохранения биологического разнообразия.
Получена: 31 августа 2018 года
Подписана к печати: 21 октября 2018 года

*

Во всем мире ботанические сады играют существенную роль в науке и образовании, являются базовыми интродукционными центрами и выполняют множество других функций. Помимо культивирования растений, создания генных банков природной флоры, работы с гербарием и исследований по систематике, реинтродукции и восстановлению естественных сред обитания большое внимание уделяется экологическим образовательным программам. В больших городах экологические проблемы приобретают особую актуальность.

**

Ботанический сад является структурным подразделением Института естественных наук и математики Уральского федерального университета (УрФУ), в связи с чем большое внимание в работе сада уделяется учебной работе со студентами (Федосеева, 2001). Созданы условия для проведения занятий по систематике, морфологии и экологии высших растений, физиологии растений, ботаническому ресурсоведению, фармакогнозии, ландшафтному дизайну, комнатному цветоводству, охране, воспроизводству и рациональному использованию растительных ресурсов, озеленению, методике эксперимента, селекции растений, метеорологии и климатологии.

Ежегодно в ботаническом саду проходят полевую и производственную практику студенты не только УрФУ, но и других высших и среднеспециальных учебных заведений. Основной учебно-методической базой являются коллекции растений местной и мировой флоры, представленные в экспозициях открытого и закрытого грунта (таблица 1). Большое число таксонов высокого ранга (семейств и родов) в коллекциях позволяют сформировать у обучающихся наиболее полное представление о растительном мире.

 Таблица 1.  Численный состав коллекций и экспозиций ботанического сада УрФУ

Название коллекции Количество
семейств родов таксонов видового и подвидового рангов
1. Экспозиция системы растений 52 230 506
2. Коллекция семейства Poaceae Barnh. 1 23 95
3. Коллекция семейства Amaranthaceae Juss. 1 3 31
4. Коллекция древесных растений 50 118 625
5. Коллекция редких и исчезающих растений 29 64 95
6. Коллекция закрытого грунта (без суккулентов) 51 111 168
7. Коллекция кактусов и других суккулентов 12 118 551

  В последние годы получила популярность идея непрерывного экологического образования населения. Знакомство детей с растительным миром начинается в дошкольном учреждении и продолжается на последующих уровнях образования. В рамках реализации стратегического проекта «Экологическое просвещение и образование населения г. Екатеринбурга» ботанический сад по постановлению главы Администрации г. Екатеринбурга стал одним из базовых городских учебно-методических экологических центров (Сикорская, 2007). В соответствии с этим проектом в 2008 г. с целью формирования у детей дошкольного и школьного возраста представлений о разнообразии растительного мира и необходимости его охраны сотрудники ботанического сада совместно с руководителями муниципальных образовательных учреждений начали работы по созданию учебно-демонстрационных участков. На территориях детских садов и школ высаживаются декоративные и лекарственные виды растений, в том числе внесенные в Красные книги различного уровня. В городских условиях дошкольники и школьники знакомятся с редкими и исчезающими растениями, приобретают навыки ухода за ними и учатся бережному отношению к природе.

В рамках этого проекта только за последние пять лет в детские муниципальные образовательные учреждения были переданы живые растения 22 видов в количестве 3305 посадочных единиц. Из них семь видов (Digitalis grandiflora Mill., Sedum roseum (L.) Scop., Fritillaria meleagris L., Paeonia anomala L., Paeonia lactiflora Pall., Iris sibirica L., Erythronium sibiricum (Fisch. & C.A.Mey.) Krylov) внесены в Красную книгу Российской Федерации (2008) или Красную книгу Свердловской области (2008). Введение в культуру редких видов является одним из способов сохранения биоразнообразия.

Участие образовательных учреждений в проекте зависит во многом от желания и энтузиазма их руководства. Со своей стороны, ботанический сад помогает не только посадочным материалом, но и сопроводительной информацией о растениях в виде ламинированных табличек с русским и латинским названиями растений, охранным статусом или практическим использованием, эмблемами ботанического сада УрФУ и Администрации г. Екатеринбурга (рис. 1–3). На семинарах для участников проекта обсуждаются вопросы, касающиеся охраны редких растений и ассортимента видов, рекомендуемых для озеленения, их агротехники, плана размещения на участках в соответствии с их эколого-биологическими особенностями. Сотрудникам образовательных учреждений передается иллюстрированный буклет, касающийся методических аспектов выращивания растений и отражающий общую информацию по созданию демонстрационных участков.

Рис. 1. Пример демонстрационного участка на территории МБДОУ – Детский сад № 102

Рис. 2. Пример демонстрационного участка на территории МБДОУ – Детский сад № 545 «Рябинка»

Также в ботаническом саду регулярно проводятся индивидуальные и групповые экскурсии и консультации по озеленению и ландшафтному дизайну. Ботанический сад регулярно участвует в муниципальных выставках и мероприятиях (Выставки цветов, ландшафтные выставки, «Ночи музеев», Летние школы по экологии и др.).

Таким образом, современный ботанический сад – это еще и центр экологического просвещения жителей города, служащий для пропаганды экологических знаний, проведения занятий со студентами и школьниками, разными группами населения по благоустройству городской среды и сохранению биологического разнообразия. Система экологического воспитания и образования предполагает интеграцию учебной, научно-исследовательской и общественной деятельности и включение ребят в эту деятельность, позволяет решить проблемы развития любви к родной природе, осознанного отношения к ней и желания охранять и приумножать ее богатства.

***

Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках государственного задания № 6.7696.2017/8.9.

Рис. 3. Пример демонстрационного участка на территории МБУ ДО ЦВР «Спектр»

Литература

Красная книга Российской Федерации (растения и грибы) / Гл. редколл.: Ю. П. Трутнев и др.; Сост. Р. В. Камелин и др. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2008. 855 с.

Красная книга Свердловской области: животные, растения, грибы / Отв. ред. Корытин Н. С. Екатеринбург: Баско, 2008. 256 с.

Сикорская Г. П., Комов С. В. Экологическое образование. Уральский вариант: (Краткая история, методологические основания и практика). Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2007. 202 с.

Федосеева Г. П. Ботанический сад Уральского государственного университета им. А. М. Горького // Итоги интродукции и селекции травянистых растений на Урале Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2001. С. 3–15




Просмотров: 41; Скачиваний: 15;