*
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Основой как национального, так и мирового развития общества должна стать гармония человека и природы, развитие его экологической культуры. Каждый человек должен понимать, что только в гармонии с природой, возможно, его существование на планете (Завгороднева, 2014).
Своеобразными институтами социальной адаптации, способствующими становлению экологической культуры личности, коммуникативности, включающими в качестве основных компонентов биоэкологические знания, ценностные ориентации и экологическую деятельность, являются ботанические сады (Завгороднева, 2014).
Ботанические сады играют большую роль в деле образования и экологического воспитания подрастающего поколения, охраны и воспроизведения редких видов растений, посредством осуществления целого комплекса различных методов природоохранной деятельности.
**
Уфимский ботанический сад был основан в 1932 году в составе НИИ социалистической реконструкции сельского хозяйства и первоначально располагался в районе ст. Дема на площади 0,5 га. В 1934 г. он переведен в район д. Сипайлово и включен в состав Почвенно-ботанического бюро, а с 1937 г. - в Наркомат земледелия, площадь его увеличилась до 10 га. В 1939 г. Ботанический сад передан Уфимскому горисполкому и переведен в район д. Новиковка, где для него была отведена территория в 117 га. Из этой площади практически начали осваиваться 19 га, впоследствии ставшие современной территорией Ботанического сада. На новом месте начали формироваться коллекционные участки сельскохозяйственных, декоративных и древесно-кустарниковых растений (Каталог…, 2012).
Основными направлениями научной деятельности Южно-Уральского ботанического сада-института являются фундаментальные и прикладные научно-исследовательские работы в области интродукции, генетики, селекции, экологии с целью сохранения биологического разнообразия растений. Одной из главных задач Сада является также научно-просветительская и образовательная деятельность.
Наглядность в обучении, что позволяют коллекции ботанических садов, один из основных принципов дидактики, соответственно которому обучение базируется на конкретных образах, что дает правильные, хорошо запоминаемые, легко и с интересом воспринимаемые знания (Смирнова, 2009).
Однолетние и многолетние цветочно-декоративные растения, деревья и кустарники, которые выращивают сейчас в садах, парках, скверах и бульварах часто являются результатом первоначального изучения их в ботанических садах и дальнейшей интродукции. Их используют при озеленении территории (Смирнова, 2012). Кроме того, они могут быть и объектами наблюдений за характером их роста, развития, как в течение одного сезона, так и на продолжении определенного периода жизни, повреждения низкими температурами, проявления различных заболеваний, развития вредоносных организмов. Поэтому на территории Южно-Уральского ботанического сада-института созданы следующие коллекции: травянистые растения (цветочно-декоративные и другие хозяйственно-ценные растения, представители природной флоры), древесно-кустарниковые, оранжерейные (тропические и субтропические) и комнатные. По группе травянистых растений можно дать следующие количественные показатели: сортов цветочно-декоративных растений - около 1690; видов и разновидностей природной и культурной флоры – около 900; в числе последних: лекарственных растений – 127; редких и исчезающих видов – 148, пряно-ароматических – 88. Среди древесно-кустарниковых растений можно выделить группы: хвойных – 242 таксона, лиственных деревьев и кустарников – около 850, плодово-ягодных культур – около 125. Коллекция закрытого грунта объединяет тропические и субтропические растения оранжереи и коллекцию сенполий (Каталог…, 2012).
Среди Покрытосеменных растений в классе Двудольных наиболее богато представлены семейства Asteraceae (71 род, 631 таксон 154-х видов), Brassicaceae (17 родов, 73 таксона 33-х видов), Crassulaceae (12 родов, 86 таксонов 74-х видов), Fabaceae (32 рода, 65 таксонов 45-ти видов), Lamiaceae (37 родов, 131 таксон 91-ного вида), Oleaceae (7 родов, 84 таксона 41-ного вида), Ranunculaceae (19 родов, 90-таксонов 59-ти видов), Rosaceae (42 рода, 329 таксонов 187 видов) и ряд других (Каталог…, 2012).
В классе Однодольных растений наибольшим числом таксонов выделяются семейства Amaryllidaceae (12 родов, 62 таксона 18-ти видов), Araceae (17 родов, 56 таксонов 41-ного вида), Liliaceae (9 родов, 239 таксонов 24-х видов), Poaceae (26 родов, 71 таксон 62-х видов) (Реут, Миронова, 2014б).
Большое внимание в институте уделяется образовательной деятельности. Расширяются связи с высшими и средними профессиональными учебными заведениями столицы. В Южно-Уральском ботаническом саду-институте в совместных научных исследованиях участвуют студенты Башгосуниверситета, аграрного, педагогического, медицинского университетов. Они под руководством сотрудников института выполняют курсовые и дипломные работы, проходят учебную практику в его лабораториях и на коллекциях растений. Практические занятия проводятся также и для учащихся ряда колледжей и лицеев. Сад оказывает поддержку Республиканскому детскому эколого-биологическому центру, городским и районным центрам и станциям юных натуралистов. Специалисты института проводят занятия для учителей дополнительного образования по цветоводству, фитодизайну и флористике.
Развивается научно-просветительская деятельность Южно-Уральского ботанического сада: ежедневно на экскурсии в Сад приезжают сотни детей и взрослых со всех концов Башкортостана. Ботанический сад постоянно проводит благотворительные акции и организует бесплатные экскурсии для инвалидов и ветеранов труда, пожилых людей, сирот, детей из малообеспеченных, многодетных семей, воспитанников детских домов, интернатов, подростковых и молодёжных клубов, различных лечебно-профилактических учреждений.
Одним из направлений просветительской деятельности являются ботанические экскурсии. Они имеют огромное обучающее и воспитательное значение, поскольку дают возможность близко и конкретно ознакомиться с растительным миром и наблюдать растения непосредственно в их месте обитания (Реут, Миронова, 2014а). Во время экскурсий можно показать морфологические особенности различных органов растений разных семейств, их приспособлениями к условиям произрастания, многообразие способов привлечения животных-опылителей или распространителей семян, способам размножения и питания растений, примеры симбиоза, паразитизма и др.
Сотрудники ботанического сада знакомят гостей с новинками декоративных растений, консультируют по вопросам выращивания экзотических растений в климатических условиях региона, рассказывают о возможности выращивания и применения лекарственных растений.
Одной из интересных форм работы по экологическому образованию и воспитанию, вызывающий особый интерес у школьников, является организация экологической тропы - учебного специально оборудованного маршрута в ботаническом саду. Значение такой тропы разнообразно: проведение исследовательской, проектной работы с учащимися, а также просветительской работы с жителями и гостями города. Посещение троп расширяет естественнонаучный кругозор учащихся, дает возможность видеть и оценивать результаты взаимодействия человека и природы, способствует воспитанию экологической культуры, при этом играет не только оздоровительную роль, но и дает большой эмоциональный заряд и удовлетворение познавательного интереса обучаемых.
Хорошей традицией становится проведение на территории ботанического сада тематических праздников, посвященных определенным культурам: «Праздник сирени», «Фестиваль пиона», «Бал хризантем» и др. Согласно мониторингу общественного мнения, данные мероприятия пользуются наибольшим интересом у гостей сада и являются самыми посещаемыми (Тимургалиева, Мухаметова, 2016).
В программу праздников входят бесплатные экскурсии по соответствующим экспозициям (сиренгарий, пионарий, коллекционный участок хризантем), освещающие вопросы происхождения данных культур, их сортового и видового разнообразия и особенностей выращивания. Кроме того, экскурсия включает стихи, легенды, народные приметы, связанные с этими растениями. Для всех желающих проводятся самые разнообразные мастер-классы по созданию цветов растений в разной технике, выступают творческие коллективы, дети участвуют в конкурсе рисунков или в конкурсе по составлению цветочных композиций из растительных материалов.
Ботанический сад активно и очень успешно участвует в различных выставках по цветоводству, садоводству и ландшафтной архитектуре. Сотрудники Сада были неоднократными победителями и призёрами конкурсов, награждались дипломами и ценными подарками. Учёные Института постоянно пропагандируют ботанические и экологические знания на страницах газет и журналов, по радио и телевидению.
***
Таким образом, Южно-Уральский ботанический сад-институт-обособленное структурное подразделение УФИЦ РАН осуществляет деятельность по экологическому воспитанию и просвещению различных слоев населения и является центром формирования экокультуры в современном обществе. Все проводимые мероприятия способствуют поддержанию па высоком уровне экологического просвещения, формированию научного потенциала специалистов-растениеводов, расширению кругозора и организации культурного досуга посетителей.
Литература
Завгороднева Н. С. Экологическая среда зоопарка в развитии личности школьников // Биологическое и экологическое образование студентов и школьников: актуальные проблемы и пути их решения. Мат-лы II междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию со дня рождения проф. М. П. Меркулова. Самара, 2014. С. 223‒228.
Каталог растений Ботанического сада-института Уфимского научного центра РАН. 2-ое изд., испр. и дополн. / Отв. ред. В. П. Путенихин. Уфа, Гилем, 2012. 224 с.
Реут А. А., Миронова Л. Н. Коллекции цветочно-декоративных растений как элемент экологического воспитания студентов // Экологическое краеведение. Мат-лы Всерос. (с междунар. уч.) науч.-практ. конф. / Отв. ред. О. С. Козловцева. Ишим, 2014а. С. 81‒84.
Реут А. А., Миронова Л. Н. Роль пришкольного участка в биологическом воспитании школьников // Биологическое и экологическое образование студентов и школьников: актуальные проблемы и пути их решения. Мат-лы II междунар. науч.-практ. конф. Самара, 2014б. С. 279‒282.
Смирнова В. С. Ботанические и зимние сады в учебном процессе // Биологическое разнообразие северных экосистем в условиях изменяющегося климата. Тез. докл. Междунар. науч. конф. Апатиты, 2009. С. 102‒103.
Смирнова В. С. Ботанические сады учебных учреждений и их роль в подготовке специалистов биологии // Современные проблемы интродукции и сохранения биоразнообразия растений. Мат-лы 2-й Междунар. науч. конф. Воронеж, 2012. С. 29‒34.
Тимургалиева Л. А., Мухаметова С. В. Культурно-просветительская деятельность Ботанического сада-института Поволжского государственного технологического университета // Ботанические сады в современном мире: наука, образование, менеджмент. Мат-лы Первой Междунар. науч.-практ. конф. С.-П., 2016. С. 98‒102.