За последние 50 лет антропогенное воздействие на экосистемы привело к резкому сокращению биоразнообразия (Foley et al. 2005). Многие считают, что для того, чтобы эффективно обратить вспять тенденцию утраты, мы должны восстановить нашу связь с природой (Fischer et al. 2012; Folke et al. 2011; Rands et al. 2010) и содействовать повышению осведомленности, знаний и навыков граждан для достижения перемен (Cтратегия…, 2003; Jacobson and McDuff 1998; Mascia et al. 2003). Стратегии, способствующие сохранению биоразнообразия описаны в Конвенции Организации Объединенных Наций о биологическом разнообразии (КБР 1992) (Hesselink et al. 2007; Jime nez et al. 2014).
Экологическое образование - непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентации, поведенческих норм, специальных знаний и практических навыков по охране окружающей среды, рациональному природопользованию и минимизации экологической опасности, реализуемых в экологически грамотной деятельности (Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2001г.).
Целью экологического образования является сохранение биоразнообразия. Так, Уэлс (WalsA.E.J., 1999) выделяет четыре основных составляющих экологического образования: эмоциональную; экологическую, этическую и политическую.
- Эмоциональная составляющая: приобщение к природе путем открытий и чувственного восприятия ее, знакомство с биоразнообразием и его значением для каждого человека (на уровне личности).
- Экологическая составляющая: понимание видовых отношений в природе, функций и (глобальных) взаимосвязей в природе.
- Этическая составляющая: осознание личных ценностей, принятие активной жизненной позиции, умение критически мыслить.
- Политическая составляющая: поиск решений спорных вопросов, необходимость личного выбора, принятие ответственных решений и действенных мер.
Согласно стратегии по сохранению биоразнообразия растений ботаническим садам следует выделить работу по экологическому образованию населения в качестве приоритетного направления деятельности, а так же активно пропагандировать необходимость сохранения биологического разнообразия растительного мира (Стратегия…, 2003; Borsch, 2014).
Для повышения уровня знаний о природе многие сады уже используют различные формы взаимодействия, которые объединяют образовательный и развлекательный процесс. В России к ним можно отнести квесты, научные летние лагеря и различные мастер классы, школы садоводов (Ботанический сад Петра Великого, «Умные каникулы» ИГУ, дни рождения в «Аптекарском огороде» и.т.д.). В Европе, например в Кэмбридже «Science on Sundays» (наука по воскресеньям) - программа неофициальных ежемесячных бесед о растениях, в Ботаническом саду, которые проводятся в течение шести месяцев в году, с марта по август. Эта серия коротких научных докладов, куратором которых является профессор Беверли Гловер (Beverley Glover), директор сада, призвана донести до широкой аудитории последние открытия в области растениеводства (http://www.botanic.cam.ac.uk, 2018). В ботаническом саду Сольер (Jardí Botànic de Sóller), расположенном на острове Мальорка, проходят занятия в форме квеста для посетителей сада с детьми от 5 до 10 лет "El Guardapits del Botànic". Детям выдаётся жилет с карманами, полными необходимым оборудованием для полевых исследований и обучающих игр. Девиз данного познавательного развлечения "Наденьте жилет Ботанического сада и исследуйте все его уголки и закоулки, как настоящий ученый (Posa’t el Guardapits del Botànic i investiga tots els racons del Jardí com un autèntic científic.)" (http://www.jardibotanicdesoller.org/, 2018).
Основополагающей задачей для организаций, занимающихся экологическим образованием, становится пробуждение интереса к познанию природы у потенциального посетителя и поднятие у него желания прийти в ботанический сад.
Рис.1 Реклама Фестиваля NAUKA 0+ в г. Самаре, 2018г.
Fig.1 Advertising Festival NAUKA 0+ in Samara, 2018.
Одной из новых форм коммуникации между садом и его возможными посетителями может стать участие в различных выставках и фестивалях. Для ознакомления различных слоёв общества с научными достижениями ботанических садов может быть использована площадка Всероссийского фестиваля NAUKA 0+. Первый в России Фестиваль науки был проведен в МГУ в 2006 году по инициативе ректора, академика В.А. Садовничего. Мероприятия за три дня посетило более 20 тысяч человек. Успех первого Фестиваля науки убедил в необходимости проведения подобных мероприятий ежегодно. В 2011 году Фестиваль NAUKA0+ получил статус Всероссийского и с тех пор проводится под эгидой Министерства образования и науки РФ. Цель его проведения – понятным и доступным языком рассказать обществу, чем занимаются ученые, как научный поиск улучшает качество жизни, какие перспективы он открывает современному человеку (http://festivalnauki.ru, 2018).
Последние несколько лет этот фестиваль проходит и в г. Самаре (рис.1). Оранжерея ботанического сада Самарского университета стала его активным участником. Формат участия подразумевает подготовку тематического стенда, экспозиции и интерактивной экскурсии на 7-10 минут для организованных групп и индивидуальных посетителей (рис. 2).
Рис 2. Площадки оранжереи Ботанического сада Самарского университета на Фестивале NAUKA 0+. Фотография а - дата проведения 28.04.2018, фотографии б и г - дата проведения 29.04.2017, фотография в- дата проведения с 6 по 8 октября 2017.
Fig. 2 Exposition greenhouse of Samara University in festival NAUKA0+. Photo a - date of event 28.04.2018, photos б and г date of event 29.04.2017, photo г- date of event 6-8 October 2017.
Темами для обсуждения и проведения мини-исследований на площадке Ботанического сада Самарского университета в рамках фестиваля науки были выбраны следующие: «Плоды и семена экзотических растений», «Плотоядные растения», «Эфирно-масленичные растения» (табл.1. и рис.3.).
Интерактивные экскурсии по всем темам состояли из нескольких разделов:
- Рассказ о коллекции оранжереи Ботанического сада Самарского университета и ее значении в сохранении биоразнообразия (1-2 мин.).
- В рамках представленной темы проводилось мини-исследование с участниками фестиваля с применением бинокуляра и средств визуализации (4-5 мин.)
- Обобщение результатов мини-исследования (1 мин.)
- Приглашение участников фестиваля посетить Ботанический сад (раздача визиток или буклетов) (1 мин.)
- Ответы на вопросы посетителей фестиваля (1-2 мин.)
Таблица 1. Состав экспозиции, средства визуализации и материалы для мини-исследования
Table 1. Components of the exposition, visualization tools and materials for mini-research
Тема | Растения для интерактивной экскурсии | Средства визуализации | Материал для мини-исследования |
«Плоды и семена экзотических растений» | Murraya paniculata(L.) Jack Tamarindus indica L. |
Фотографии семян иплодов растений подготовленные с использованием планшетного сканера (масштаб 1:20 и 1:8) | Плоды и семена представленных растений. Наблюдение покровных структур семян с использованием бинокуляра |
«Плотоядные растения» | Nepenthes sp., Brocchinia reducta Baker |
Видео-демонстрация процесса активной ловли насекомых | Вегетативные органы следующих растений: Nepenthes sp., sp. |
«Эфирно-масленичные растения» | Myrtus communisL., amboinicus (Lour.) Spreng. |
Фотографии трихом листьев. Рассматривались следующие виды трихом: бугровидные, железистые, сферические, шилообразные хоботообразные, звездообразные-многоклеточные (названия даны по Анели, 1975) | Листья растений: Eucalyptuscitriodora Hook, helix L. рассматривали в бинокуляр и выявляли трихомы. Эфирные масла. |
Fig.3 Visualization tools. Fruit photos: а - Hibiscus pedunculatus L.f., б- Murraya paniculata (L.) Jack. Trichomes photos: в - Eucalyptus citriodora Hook, г - Hibiscus rosa-sienensis L.
Практика проведения таких мероприятий показала высокий интерес населения к заявленным темам.
Для нас была важна обратная связь: после доклада мы интересовались у посетителей, что им особенно понравилось или не понравилось, хотели бы они теперь посетить оранжерею, какие у них есть пожелания о работе оранжереи и т.п.
Подводя итоги, следует отметить что:
1. Наибольший интерес у детей и школьников, вызвала возможность общения с природой путем открытий и чувственного её восприятия (посмотреть в микроскоп, понюхать эфирные масла и потрогать руками экспонаты). Детям было важно увидеть, то, что скрыто от глаз: опушение, клейкие выделения, железки на листьях.
2. Для взрослых посетителей в равной степени был интересен и доклад и экспозиция. Много вопросов было связано с деятельностью сада и его графиком работы. Выяснилось, что большинство опрашиваемых приравнивают Ботанический сад к парку, и неправильно понимают его цели и задачи.
3. Формат участия в научно-популярной выставке Фестиваль NAUKA 0+ подходит для объяснения членам общества в увлекательной форме необходимость сохранения биологического разнообразия растительного мира.
4. Участие в Фестивале NAUKA 0+ является хорошей рекламой для университетских Ботанических садов, которая не требует больших финансовых вложений.
References
Aneli N.A. Atlas epidermy lista. Tbilisi: Metsnierba, 1975. — 105 s.
Botanitcheskij sad MGU imeni M.V. Lomonosova «Aptekarskij ogorod»; URL: https://www.hortus.ru/(data obratsheniya 30.07.2018)
Botanitcheskij sad Petra Velikogo; URL: http://botsad-spb.com/ru/botanicheskij-sad-detyam/ (data obratsheniya 30.07.2018)
Postanovlenie Pravitelstva RF ot 7 dekabrya 2001 g. N 860 "O Federalnoj tselevoj programme "Ekologiya i prirodnye resursy Rossii (2002 - 2010 gody)" // Sobranie zakonodatelstva Rossijskoj Federatsii. 2001. N 52 (tchast II). St. 4973.
Strategiya Botanitcheskikh sadov Rossii po sokhraneniyu biologitcheskogo raznoobraziya rastenij. M. 2003. 33s.
Umnye kanikuly Botanitcheskij sad biologo-potchvennogo fakulteta IGU; URL: https://www.irk.ru/afisha/children/20180615/42151/ (data obratsheniya 30.07.2018)
Festival NAUKA 0+; URL: http://festivalnauki.ru/ (data obratsheniya 27.07.2018)
Borsch T., Löhne C. Botanic gardens for the future: integrating research, conservation, environmental education and public recreation // Ethiopian Journal of Biological Sciences. 2014. Vol. 13. P. 115-133.
Fischer J., Dyball R., Fazey I., Gross C., Dovers S., Ehrlich P.R.. Human behavior and sustainability // Frontiers in Ecology and the Environment. 2012. Vol. 10. № 3. P. 153–160.
Foley J.A., Defries R., Asner G.P., Barford C., Bonan G., Carpenter S.R. Global consequences of land use // Science. 2005. Vol. 309. P. 570–574.
Folke C., Jansson A., Rockstrom J., Olsson P., Carpenter S.R., Chapin F.S. Reconnecting to the biosphere //Ambio. 2011. Vol. 40. №7. P. 719–738.
Jacobson, S. K., McDuff M.D. Training idiot savants: The lack of human dimensions in conservation biology // Conservation Biology. 1998. Vol. 12. №2. P. 263–267.
Jardí Botànic de Sóller; URL: http://www.jardibotanicdesoller.org/ (data obratsheniya 1.08.2018)
Jimenez A., Iniesta-Arandia I., Munoz-Santos M., Matı n-Lopez B., Jacobson S.K., Benayas J. Typology of public outreach for biodiversity conservation projects in Spain // Conservation Biology. 2014. Vol. 28. №3. P. 829–840.
Mascia M.B., Brosius J.P., Dobson T.A., Forbes B.C., Horowitz L., McKean M.A., Conservation and the social sciences // Conservation Biology. 2003. Vol.17 №3. P. 649–650.
Rands M.R.W., Adams W.M., Bennun L., Butchart S.H.M., Clements A., Coomes D. Biodiversity conservation: Challenges beyond 2010 // Science. 2010. Vol. 329. P. 1298–1303.
Science on Sundays; URL: http://www.botanic.cam.ac.uk (data obratsheniya 27.07.2018)
Wals A. E. J. Environmental education and biodiversity. Wageningen, 1999. 118 p.
Willison J. Education for Sustainable Development: Guidelines for Action in
Botanic Gardens, Botanic Gardens Conservation International, 2004. 23 p.