Рогулева Н. О., Янков Н. В. Новые подходы к экологическому образованию в Ботанических садах // Hortus bot. 2018. Т. 13, прил. I, URL: http://hb.karelia.ru/journal/article.php?id=5523. DOI: 10.15393/j4.art.2018.5523


ПРИЛОЖЕНИЕ I. Материалы Второй Международной научно-практической конференции «Ботанические сады в современном мире: наука, образование, менеджмент»

pdf-версия статьи

УДК УДК: 37.02+58.006

Новые подходы к экологическому образованию в Ботанических садах

Рогулева
Наталья Олеговна
Ботанический сад Самарского Университета,
Московское шоссе, 36, Самара, 443086, Россия
strona@yandex.ru
Янков
Николай Викторович
Ботанический сад Самарского Университета,
Московское шоссе, 36, Самара, 443086, Россия
yankov-n@mail.ru
Ключевые слова:
наука, образование, социальная деятельность, экологическое образование, биоразнообразие, Всероссийский фестиваль NAUKA 0+, Ботанического сад Самарского университета, интерактивные экскурсии.
Аннотация: В статье описывается опыт участия авторов во Всероссийском фестивале NAUKA 0+. Рассматривается такая форма взаимодействия с посетителями выставки как интерактивные мини-экскурсии, как способ повышения уровня экологического образования населения.
Получена: 31 августа 2018 года
Подписана к печати: 03 октября 2018 года

*

За последние 50 лет антропогенное воздействие на экосистемы привело к резкому сокращению биоразнообразия (Foley et al. 2005). Многие считают, что для того, чтобы эффективно обратить вспять тенденцию утраты, мы должны восстановить нашу связь с природой (Fischer et al. 2012; Folke et al. 2011; Rands et al. 2010) и содействовать повышению осведомленности, знаний и навыков граждан для достижения перемен (Cтратегия…, 2003; Jacobson and McDuff 1998; Mascia et al. 2003). Стратегии, способствующие сохранению биоразнообразия  описаны в Конвенции Организации Объединенных Наций о биологическом разнообразии (КБР 1992) (Hesselink et al. 2007; Jime nez et al. 2014).

**

 Экологическое образование - непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентации, поведенческих норм, специальных знаний и практических навыков по охране окружающей среды, рациональному природопользованию и минимизации экологической опасности, реализуемых в экологически грамотной деятельности (Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2001г.).

Целью экологического образования является сохранение биоразнообразия. Так, Уэлс (WalsA.E.J., 1999) выделяет четыре основных составляющих экологического образования: эмоциональную; экологическую, этическую и политическую.

  • Эмоциональная составляющая: приобщение к природе путем открытий и чувственного восприятия ее, знакомство с биоразнообразием и его значением для каждого человека (на уровне личности).
  • Экологическая составляющая: понимание видовых отношений в природе, функций и (глобальных) взаимосвязей в природе.
  • Этическая составляющая: осознание личных ценностей, принятие активной жизненной позиции, умение критически мыслить.
  • Политическая составляющая: поиск решений спорных вопросов, необходимость личного выбора, принятие ответственных решений и действенных мер.

Согласно стратегии по сохранению биоразнообразия растений ботаническим садам следует выделить работу по экологическому образованию населения в качестве приоритетного направления деятельности, а так же активно пропагандировать необходимость сохранения биологического разнообразия растительного мира (Стратегия…, 2003; Borsch, 2014).

Для повышения уровня знаний о природе многие сады уже используют различные формы взаимодействия, которые объединяют  образовательный и развлекательный процесс. В России к ним можно отнести квесты, научные летние лагеря и различные мастер классы, школы садоводов (Ботанический сад Петра Великого, «Умные каникулы» ИГУ, дни рождения в «Аптекарском огороде» и.т.д.).  В Европе, например в Кэмбридже «Science on Sundays» (наука по воскресеньям) - программа неофициальных ежемесячных бесед о растениях, в Ботаническом саду, которые проводятся в течение шести месяцев в году, с марта по август. Эта серия коротких научных докладов, куратором которых является профессор Беверли Гловер (Beverley Glover), директор сада, призвана донести до широкой аудитории последние открытия в области растениеводства (http://www.botanic.cam.ac.uk, 2018). В ботаническом саду Сольер (Jardí Botànic de Sóller), расположенном на острове Мальорка, проходят занятия в форме квеста для посетителей сада с детьми от 5 до 10 лет "El Guardapits del Botànic".  Детям выдаётся жилет с карманами, полными необходимым оборудованием для полевых исследований и обучающих игр. Девиз данного познавательного развлечения "Наденьте жилет Ботанического сада и исследуйте все его уголки и закоулки, как настоящий ученый (Posa’t el Guardapits del Botànic i investiga tots els racons del Jardí com un autèntic científic.)" (http://www.jardibotanicdesoller.org/, 2018).

Основополагающей задачей для организаций, занимающихся экологическим образованием, становится пробуждение интереса к познанию природы у потенциального посетителя и поднятие у него желания прийти в ботанический сад.

 

Рис.1 Реклама Фестиваля NAUKA 0+ в г. Самаре, 2018г.

Одной из новых форм коммуникации между садом и его возможными  посетителями может стать участие в различных выставках и фестивалях. Для ознакомления различных слоёв общества с научными достижениями ботанических садов может быть использована площадка Всероссийского фестиваля NAUKA 0+. Первый в России Фестиваль науки был проведен в МГУ в 2006 году по инициативе ректора, академика В.А. Садовничего. Мероприятия за три дня посетило более 20 тысяч человек. Успех первого Фестиваля науки убедил в необходимости проведения подобных мероприятий ежегодно. В 2011 году Фестиваль NAUKA0+ получил статус Всероссийского и с тех пор проводится под эгидой Министерства образования и науки РФ. Цель его проведения – понятным и доступным языком рассказать обществу, чем занимаются ученые, как научный поиск улучшает качество жизни, какие перспективы он открывает современному человеку (http://festivalnauki.ru, 2018). 

Последние несколько лет этот фестиваль проходит и в г. Самаре (рис.1). Оранжерея ботанического сада Самарского университета стала его активным участником. Формат участия подразумевает подготовку тематического стенда, экспозиции и интерактивной экскурсии на 7-10 минут для организованных групп и индивидуальных посетителей (рис. 2).

Рис 2. Площадки оранжереи Ботанического сада Самарского университета на Фестивале NAUKA 0+. Фотография а - дата проведения 28.04.2018, фотографии б и г - дата проведения 29.04.2017, фотография в- дата проведения с 6 по 8 октября 2017.

Темами для обсуждения и проведения мини-исследований на площадке Ботанического сада Самарского университета в рамках фестиваля науки были выбраны следующие: «Плоды и семена экзотических растений», «Плотоядные растения», «Эфирно-масленичные растения» (табл.1. и рис.3.).

Интерактивные экскурсии по всем темам состояли из нескольких разделов:
- Рассказ о коллекции оранжереи Ботанического сада Самарского университета и ее значении в сохранении биоразнообразия (1-2 мин.).
- В рамках представленной темы проводилось мини-исследование с участниками фестиваля с применением бинокуляра и средств визуализации (4-5 мин.)
- Обобщение результатов мини-исследования (1 мин.)
- Приглашение участников фестиваля посетить Ботанический сад (раздача визиток или буклетов) (1 мин.)
- Ответы на вопросы посетителей фестиваля (1-2 мин.)

 Таблица 1. Состав экспозиции, средства визуализации и материалы для мини-исследования

Тема Растения для интерактивной экскурсии   Средства визуализации Материал для мини-исследования 
«Плоды и семена экзотических растений» Murraya paniculata(L.) Jack
Tamarindus indica L.
 Фотографии семян иплодов растений подготовленные с использованием планшетного сканера (масштаб 1:20 и 1:8)  Плоды и семена представленных растений. Наблюдение покровных структур семян с использованием бинокуляра
 «Плотоядные растения»   Nepenthes sp.,
Brocchinia reducta Baker
 Видео-демонстрация процесса активной ловли насекомых  Вегетативные органы следующих растений:  Nepenthes sp.,
sp.
 «Эфирно-масленичные растения»   Myrtus communisL.,
amboinicus (Lour.) Spreng.
 Фотографии трихом листьев. Рассматривались следующие виды трихом:  бугровидные, железистые, сферические, шилообразные хоботообразные, звездообразные-многоклеточные (названия даны по Анели, 1975)  Листья растений:  Eucalyptuscitriodora  Hook,
helix L.
рассматривали в бинокуляр и выявляли трихомы.
Эфирные масла.

Рис 3. Средства визуализации. Фотографии плодов: а- Hibiscus pedunculatus L.f., б- Murraya paniculata (L.) Jack. Фотографии трихом: в - Eucalyptus citriodora Hook, г - Hibiscus rosa-sienensis L.

Практика проведения таких мероприятий показала высокий интерес населения к заявленным темам. 

Для нас была важна обратная связь: после доклада мы интересовались у посетителей, что им особенно понравилось или не понравилось, хотели бы они теперь посетить оранжерею, какие у них есть пожелания о работе оранжереи и т.п. 

***

Подводя итоги, следует отметить что:

1. Наибольший интерес у детей и школьников, вызвала возможность общения с природой путем открытий и чувственного её восприятия (посмотреть в микроскоп, понюхать эфирные масла и потрогать руками экспонаты).  Детям было важно увидеть, то, что скрыто от глаз: опушение, клейкие выделения, железки на листьях.

2. Для взрослых посетителей в равной степени был интересен и доклад и экспозиция. Много вопросов было связано с деятельностью сада и его графиком работы. Выяснилось, что большинство опрашиваемых приравнивают Ботанический сад к парку, и неправильно понимают его цели и задачи.

3. Формат участия в научно-популярной выставке Фестиваль NAUKA 0+ подходит для объяснения членам общества в увлекательной форме необходимость сохранения биологического разнообразия растительного мира.

4. Участие в Фестивале NAUKA 0+ является хорошей рекламой для университетских Ботанических садов, которая не требует больших финансовых вложений.

Литература

Анели Н.А. Атлас эпидермы листа. Тбилиси: Мецниерба, 1975. — 105 с.

Ботанический сад МГУ имени М.В. Ломоносова «Аптекарский огород»; URL: https://www.hortus.ru/(дата обращения 30.07.2018)

Ботанический сад Петра Великого; URL: http://botsad-spb.com/ru/botanicheskij-sad-detyam/ (дата обращения 30.07.2018)

Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2001 г. N 860 "О Федеральной целевой программе "Экология и природные ресурсы России (2002 - 2010 годы)" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 52 (часть II). Ст. 4973.

Стратегия Ботанических садов России по сохранению биологического разнообразия растений. М. 2003. 33с.

Умные каникулы Ботанический сад биолого-почвенного факультета ИГУ; URL: https://www.irk.ru/afisha/children/20180615/42151/ (дата обращения 30.07.2018)

Фестиваль NAUKA 0+; URL: http://festivalnauki.ru/ (дата обращения 27.07.2018)

Borsch T., Löhne C. Botanic gardens for the future: integrating research, conservation, environmental education and public recreation // Ethiopian Journal of Biological Sciences. 2014. Vol. 13. P. 115-133.

Fischer J., Dyball R., Fazey I., Gross C., Dovers S., Ehrlich P.R.. Human behavior and sustainability // Frontiers in Ecology and the Environment. 2012. Vol. 10. № 3. P. 153–160.

Foley J.A., Defries R., Asner G.P., Barford C., Bonan G., Carpenter S.R. Global consequences of land use // Science. 2005. Vol. 309. P. 570–574.

Folke C., Jansson A., Rockstrom J., Olsson P., Carpenter S.R., Chapin F.S. Reconnecting to the biosphere //Ambio. 2011. Vol. 40. №7. P. 719–738.

Jacobson, S. K., McDuff M.D. Training idiot savants: The lack of human dimensions in conservation biology // Conservation Biology. 1998. Vol. 12. №2. P. 263–267.

Jardí Botànic de Sóller; URL: http://www.jardibotanicdesoller.org/ (дата обращения 1.08.2018)

Jimenez A., Iniesta-Arandia I., Munoz-Santos M., Matı n-Lopez B., Jacobson S.K., Benayas J. Typology of public outreach for biodiversity conservation projects in Spain // Conservation Biology. 2014. Vol. 28. №3. P. 829–840.

Mascia M.B., Brosius J.P., Dobson T.A., Forbes B.C., Horowitz L., McKean M.A., Conservation and the social sciences // Conservation Biology. 2003. Vol.17 №3. P. 649–650.

Rands M.R.W., Adams W.M., Bennun L., Butchart S.H.M., Clements A., Coomes D. Biodiversity conservation: Challenges beyond 2010 // Science. 2010. Vol. 329. P. 1298–1303.

Science on Sundays; URL: http://www.botanic.cam.ac.uk (дата обращения 27.07.2018)

Wals A. E. J. Environmental education and biodiversity. Wageningen, 1999. 118 p.

Willison J. Education for Sustainable Development: Guidelines for Action in

Botanic Gardens, Botanic Gardens Conservation International, 2004. 23 p.




Просмотров: 2943; Скачиваний: 816;