Valdayskikh V., Mikhalishchev R., Artemyeva E., Paltusova M. “Educating the Botanic Gardens UrFU on Biodiversity Conservation”, Hortus bot. 13, suppl. I (2018): DOI: 10.15393/j4.art.2018.5563


SUPPLEMENT I. Materials of the Second International Scientific and Practical Conference "Botanical Gardens in the Modern World: Science, Education, Management"

pdf-version 

Educating the Botanic Gardens UrFU on Biodiversity Conservation

Valdayskikh
Viktor
Botanical garden of the Ural Federal University,
Lenin Ave., 51, Ekaterinburg, 620083, Russia
v_vald@mail.ru
Mikhalishchev
Roman
Botanical garden of the Ural Federal University,
Lenin Ave., 51, Ekaterinburg, 620083, Russia
rmichaliszczew@gmail.com
Artemyeva
Elena
Botanical garden of the Ural Federal University,
Lenin Ave., 51, Ekaterinburg, 620083, Russia
el.artem2010@yandex.ru
Paltusova
Mariya
Botanical garden of the Ural Federal University,
Lenin Ave., 51, Ekaterinburg, 620083, Russia
maripaltusova@bk.ru
Key words:
botanical garden, ecological center, environmental education, rare plants.
Summary: The educational ecological center was organized in 2008 in the Botanical Garden of the Ural Federal University. The main purpose of this center is environmental education of the people of different age and social groups. The foundation of expositions with ornamental and rare species of local flora were created in the territories of kindergartens and schools by project «Environmental Education in the Ekaterinburg». The staff of the Botanical Garden organize consultations and seminars on the conservation of biological diversity.
Is received: 31 august 2018 year
Is passed for the press: 21 october 2018 year


Во всем мире ботанические сады играют существенную роль в науке и образовании, являются базовыми интродукционными центрами и выполняют множество других функций. Помимо культивирования растений, создания генных банков природной флоры, работы с гербарием и исследований по систематике, реинтродукции и восстановлению естественных сред обитания большое внимание уделяется экологическим образовательным программам. В больших городах экологические проблемы приобретают особую актуальность.

Ботанический сад является структурным подразделением Института естественных наук и математики Уральского федерального университета (УрФУ), в связи с чем большое внимание в работе сада уделяется учебной работе со студентами (Федосеева, 2001). Созданы условия для проведения занятий по систематике, морфологии и экологии высших растений, физиологии растений, ботаническому ресурсоведению, фармакогнозии, ландшафтному дизайну, комнатному цветоводству, охране, воспроизводству и рациональному использованию растительных ресурсов, озеленению, методике эксперимента, селекции растений, метеорологии и климатологии.

Ежегодно в ботаническом саду проходят полевую и производственную практику студенты не только УрФУ, но и других высших и среднеспециальных учебных заведений. Основной учебно-методической базой являются коллекции растений местной и мировой флоры, представленные в экспозициях открытого и закрытого грунта (таблица 1). Большое число таксонов высокого ранга (семейств и родов) в коллекциях позволяют сформировать у обучающихся наиболее полное представление о растительном мире.

 Таблица 1.  Численный состав коллекций и экспозиций ботанического сада УрФУ

Table 1. Collections and exposition of the botanical garden of UrFU

Название коллекции Количество
семейств родов таксонов видового и подвидового рангов
1. Экспозиция системы растений 52 230 506
2. Коллекция семейства Poaceae Barnh. 1 23 95
3. Коллекция семейства Amaranthaceae Juss. 1 3 31
4. Коллекция древесных растений 50 118 625
5. Коллекция редких и исчезающих растений 29 64 95
6. Коллекция закрытого грунта (без суккулентов) 51 111 168
7. Коллекция кактусов и других суккулентов 12 118 551

  В последние годы получила популярность идея непрерывного экологического образования населения. Знакомство детей с растительным миром начинается в дошкольном учреждении и продолжается на последующих уровнях образования. В рамках реализации стратегического проекта «Экологическое просвещение и образование населения г. Екатеринбурга» ботанический сад по постановлению главы Администрации г. Екатеринбурга стал одним из базовых городских учебно-методических экологических центров (Сикорская, 2007). В соответствии с этим проектом в 2008 г. с целью формирования у детей дошкольного и школьного возраста представлений о разнообразии растительного мира и необходимости его охраны сотрудники ботанического сада совместно с руководителями муниципальных образовательных учреждений начали работы по созданию учебно-демонстрационных участков. На территориях детских садов и школ высаживаются декоративные и лекарственные виды растений, в том числе внесенные в Красные книги различного уровня. В городских условиях дошкольники и школьники знакомятся с редкими и исчезающими растениями, приобретают навыки ухода за ними и учатся бережному отношению к природе.

В рамках этого проекта только за последние пять лет в детские муниципальные образовательные учреждения были переданы живые растения 22 видов в количестве 3305 посадочных единиц. Из них семь видов (Digitalis grandiflora Mill., Sedum roseum (L.) Scop., Fritillaria meleagris L., Paeonia anomala L., Paeonia lactiflora Pall., Iris sibirica L., Erythronium sibiricum (Fisch. & C.A.Mey.) Krylov) внесены в Красную книгу Российской Федерации (2008) или Красную книгу Свердловской области (2008). Введение в культуру редких видов является одним из способов сохранения биоразнообразия.

Участие образовательных учреждений в проекте зависит во многом от желания и энтузиазма их руководства. Со своей стороны, ботанический сад помогает не только посадочным материалом, но и сопроводительной информацией о растениях в виде ламинированных табличек с русским и латинским названиями растений, охранным статусом или практическим использованием, эмблемами ботанического сада УрФУ и Администрации г. Екатеринбурга (рис. 1–3). На семинарах для участников проекта обсуждаются вопросы, касающиеся охраны редких растений и ассортимента видов, рекомендуемых для озеленения, их агротехники, плана размещения на участках в соответствии с их эколого-биологическими особенностями. Сотрудникам образовательных учреждений передается иллюстрированный буклет, касающийся методических аспектов выращивания растений и отражающий общую информацию по созданию демонстрационных участков.

Рис. 1. Пример демонстрационного участка на территории МБДОУ – Детский сад № 102

Fig. 1. Exposition on the territory of kindergarten № 102

Fig. 2. Exposition on the territory of kindergarten № 545 «Ryabinka»

Также в ботаническом саду регулярно проводятся индивидуальные и групповые экскурсии и консультации по озеленению и ландшафтному дизайну. Ботанический сад регулярно участвует в муниципальных выставках и мероприятиях (Выставки цветов, ландшафтные выставки, «Ночи музеев», Летние школы по экологии и др.).

Таким образом, современный ботанический сад – это еще и центр экологического просвещения жителей города, служащий для пропаганды экологических знаний, проведения занятий со студентами и школьниками, разными группами населения по благоустройству городской среды и сохранению биологического разнообразия. Система экологического воспитания и образования предполагает интеграцию учебной, научно-исследовательской и общественной деятельности и включение ребят в эту деятельность, позволяет решить проблемы развития любви к родной природе, осознанного отношения к ней и желания охранять и приумножать ее богатства.

Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках государственного задания № 6.7696.2017/8.9.

Fig. 3. Exposition on the territory of child center of additional education «Spektr»

References

Krasnaya kniga Rossijskoj Federatsii (rasteniya i griby) Red Data Book of the Russian Federation (plants and fungus) / Gl. redkoll.: Yu. P. Trutnev i dr.; Sost. R. V. Kamelin i dr. M.: Tovaritshestvo nautchnykh izdanij KMK, 2008. 855 s.

Krasnaya kniga Sverdlovskoj oblasti: zhivotnye, rasteniya, griby Red Data Book of Sverdlovsk region: animals, plants, fungus / Otv. red. Korytin N. S. Ekaterinburg: Basko, 2008. 256 s.

Sikorskaya G. P., Komov S. V. Ekologitcheskoe obrazovanie. Uralskij variant: (Kratkaya istoriya, metodologitcheskie osnovaniya i praktika). Ecological education. The Urals version: (Short history, methodological basis and practice). Ekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta, 2007. 202 s.

Fedoseeva G. P. Botanitcheskij sad Uralskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. M. Gorkogo // Itogi introduktsii i selektsii travyanistykh rastenij na Urale Botanical garden of the Ural State University named after A. M. Gorky // Results of introduction and breeding of herbaceous plants in the Ural Ekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta, 2001. S. 3–15




Displays: 2274; Downloads: 805;