Во всем мире ботанические сады играют существенную роль в науке и образовании, являются базовыми интродукционными центрами и выполняют множество других функций. Помимо культивирования растений, создания генных банков природной флоры, работы с гербарием и исследований по систематике, реинтродукции и восстановлению естественных сред обитания большое внимание уделяется экологическим образовательным программам. В больших городах экологические проблемы приобретают особую актуальность.
Ботанический сад является структурным подразделением Института естественных наук и математики Уральского федерального университета (УрФУ), в связи с чем большое внимание в работе сада уделяется учебной работе со студентами (Федосеева, 2001). Созданы условия для проведения занятий по систематике, морфологии и экологии высших растений, физиологии растений, ботаническому ресурсоведению, фармакогнозии, ландшафтному дизайну, комнатному цветоводству, охране, воспроизводству и рациональному использованию растительных ресурсов, озеленению, методике эксперимента, селекции растений, метеорологии и климатологии.
Ежегодно в ботаническом саду проходят полевую и производственную практику студенты не только УрФУ, но и других высших и среднеспециальных учебных заведений. Основной учебно-методической базой являются коллекции растений местной и мировой флоры, представленные в экспозициях открытого и закрытого грунта (таблица 1). Большое число таксонов высокого ранга (семейств и родов) в коллекциях позволяют сформировать у обучающихся наиболее полное представление о растительном мире.
Таблица 1. Численный состав коллекций и экспозиций ботанического сада УрФУ
Table 1. Collections and exposition of the botanical garden of UrFU
Название коллекции | Количество | ||
семейств | родов | таксонов видового и подвидового рангов | |
1. Экспозиция системы растений | 52 | 230 | 506 |
2. Коллекция семейства Poaceae Barnh. | 1 | 23 | 95 |
3. Коллекция семейства Amaranthaceae Juss. | 1 | 3 | 31 |
4. Коллекция древесных растений | 50 | 118 | 625 |
5. Коллекция редких и исчезающих растений | 29 | 64 | 95 |
6. Коллекция закрытого грунта (без суккулентов) | 51 | 111 | 168 |
7. Коллекция кактусов и других суккулентов | 12 | 118 | 551 |
В последние годы получила популярность идея непрерывного экологического образования населения. Знакомство детей с растительным миром начинается в дошкольном учреждении и продолжается на последующих уровнях образования. В рамках реализации стратегического проекта «Экологическое просвещение и образование населения г. Екатеринбурга» ботанический сад по постановлению главы Администрации г. Екатеринбурга стал одним из базовых городских учебно-методических экологических центров (Сикорская, 2007). В соответствии с этим проектом в 2008 г. с целью формирования у детей дошкольного и школьного возраста представлений о разнообразии растительного мира и необходимости его охраны сотрудники ботанического сада совместно с руководителями муниципальных образовательных учреждений начали работы по созданию учебно-демонстрационных участков. На территориях детских садов и школ высаживаются декоративные и лекарственные виды растений, в том числе внесенные в Красные книги различного уровня. В городских условиях дошкольники и школьники знакомятся с редкими и исчезающими растениями, приобретают навыки ухода за ними и учатся бережному отношению к природе.
В рамках этого проекта только за последние пять лет в детские муниципальные образовательные учреждения были переданы живые растения 22 видов в количестве 3305 посадочных единиц. Из них семь видов (Digitalis grandiflora Mill., Sedum roseum (L.) Scop., Fritillaria meleagris L., Paeonia anomala L., Paeonia lactiflora Pall., Iris sibirica L., Erythronium sibiricum (Fisch. & C.A.Mey.) Krylov) внесены в Красную книгу Российской Федерации (2008) или Красную книгу Свердловской области (2008). Введение в культуру редких видов является одним из способов сохранения биоразнообразия.
Участие образовательных учреждений в проекте зависит во многом от желания и энтузиазма их руководства. Со своей стороны, ботанический сад помогает не только посадочным материалом, но и сопроводительной информацией о растениях в виде ламинированных табличек с русским и латинским названиями растений, охранным статусом или практическим использованием, эмблемами ботанического сада УрФУ и Администрации г. Екатеринбурга (рис. 1–3). На семинарах для участников проекта обсуждаются вопросы, касающиеся охраны редких растений и ассортимента видов, рекомендуемых для озеленения, их агротехники, плана размещения на участках в соответствии с их эколого-биологическими особенностями. Сотрудникам образовательных учреждений передается иллюстрированный буклет, касающийся методических аспектов выращивания растений и отражающий общую информацию по созданию демонстрационных участков.
Рис. 1. Пример демонстрационного участка на территории МБДОУ – Детский сад № 102
Fig. 1. Exposition on the territory of kindergarten № 102
Fig. 2. Exposition on the territory of kindergarten № 545 «Ryabinka»
Также в ботаническом саду регулярно проводятся индивидуальные и групповые экскурсии и консультации по озеленению и ландшафтному дизайну. Ботанический сад регулярно участвует в муниципальных выставках и мероприятиях (Выставки цветов, ландшафтные выставки, «Ночи музеев», Летние школы по экологии и др.).
Таким образом, современный ботанический сад – это еще и центр экологического просвещения жителей города, служащий для пропаганды экологических знаний, проведения занятий со студентами и школьниками, разными группами населения по благоустройству городской среды и сохранению биологического разнообразия. Система экологического воспитания и образования предполагает интеграцию учебной, научно-исследовательской и общественной деятельности и включение ребят в эту деятельность, позволяет решить проблемы развития любви к родной природе, осознанного отношения к ней и желания охранять и приумножать ее богатства.
Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках государственного задания № 6.7696.2017/8.9.
Fig. 3. Exposition on the territory of child center of additional education «Spektr»
References
Krasnaya kniga Rossijskoj Federatsii (rasteniya i griby) Red Data Book of the Russian Federation (plants and fungus) / Gl. redkoll.: Yu. P. Trutnev i dr.; Sost. R. V. Kamelin i dr. M.: Tovaritshestvo nautchnykh izdanij KMK, 2008. 855 s.
Krasnaya kniga Sverdlovskoj oblasti: zhivotnye, rasteniya, griby Red Data Book of Sverdlovsk region: animals, plants, fungus / Otv. red. Korytin N. S. Ekaterinburg: Basko, 2008. 256 s.
Sikorskaya G. P., Komov S. V. Ekologitcheskoe obrazovanie. Uralskij variant: (Kratkaya istoriya, metodologitcheskie osnovaniya i praktika). Ecological education. The Urals version: (Short history, methodological basis and practice). Ekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta, 2007. 202 s.
Fedoseeva G. P. Botanitcheskij sad Uralskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. M. Gorkogo // Itogi introduktsii i selektsii travyanistykh rastenij na Urale Botanical garden of the Ural State University named after A. M. Gorky // Results of introduction and breeding of herbaceous plants in the Ural Ekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta, 2001. S. 3–15