*
Ботанический сад Иркутского государственного университета (ИГУ) был основан в 1940 году. Он является учебным подразделением университета и служит площадкой для научно-исследовательской деятельности студентов и преподавателей. Вместе с тем, Ботанический сад ИГУ представляет собой уникальный музей живой природы под открытым небом. Он имеет крупнейшую в Восточной Сибири коллекцию растений, насчитывающую около 5 тысяч видов и сортов, в том числе, эндемики и редкие виды, занесённые в Красную Книгу Иркутской области. Территория сада составляет 30 гектаров и включает в себя следующие экспозиции и дисплейные участки: Этноботанический центр с растениями, традиционными для местообитания коренных народов Прибайкалья, Аптекарский огород, Корейский сад, Японский сад с растениями проекта «Зеленое наследие Хиросимы», Вересковый сад, Сад непрерывного цветения, две оранжереи.
К основным направлениям деятельности Ботанического сада ИГУ относится охрана природы и биоразнообразия, интродукция новых видов и сортов растений, восстановление нарушенных популяций редких и исчезающих растений, а также экологическое образование и просвещение населения.
Экологическому образованию, просвещению и воспитанию сегодня во всем мире уделяется большое внимание. Глобальный экологический кризис внёс существенные изменения в отношения между человечеством и природой, заставил осознать, что в мире все взаимосвязано, что экологические проблемы не могут носить региональный или национальный характер и должны решаться на общемировом уровне. В 2015 году Генеральной ассамблеей ООН была принята резолюция по образованию в интересах устойчивого развития, которая предлагает обратить особое внимание на активную работу по формированию и развитию экологической культуры населения, как посредством традиционных образовательных каналов и структур, так и с помощью развития новых неформальных просветительских каналов влияния на общественное сознание.
**
В нашем понимании экологическая культура – это система особых взаимоотношений человека и природы, включающая в себя формирование чувства любви к природе, познание мира природы, гармоничное практическое взаимодействие с ним, охрану окружающей среды. В этом плане Ботанический сад предоставляет широкие возможности для осуществления экопросветительской деятельности.
Формируя концепцию экологического просвещения на базе Ботанического сада ИГУ, мы полагаем, что оно должно базироваться на следующих основополагающих принципах:
- адресность;
- осуществление обратной связи с посетителями (ответ на запрос посетителя);
- доступность;
- интерактивность;
- разнообразие методических подходов и принципов;
- системность и комплексный подход;
- регулярность и последовательность.
Осуществлению любого направления в экопросветительский деятельности Ботанического сада предшествует серьезная аналитическая работа по изучению аудитории и ее запросов. Чтобы понимать, как взаимодействовать с аудиторией, нужно знать, что она собой представляет.
Рис. 1. Посетители Ботанического сада ИГУ. Данные 2018 г.
Аудиторию можно изучать и сегментировать по разным признакам: возрастному, социальному, профессиональному, национальному и др. По степени активности отношения к Ботаническому саду аудитория делится на реальную (те, кто пришел или регулярно приходит в Сад) и потенциальную (те, кто может, но пока не посетили Сад). В сегменте реальной аудитории выделяются группы разовых посетителей и повторных.
Для формирования успешной программы экологического просвещения и образования в Ботаническом саду ИГУ нам было важно определить мотивацию и личностные потребности различных групп внутри нашей аудитории. В связи с этим мы выдели несколько целевых групп. Это – школьники, студенты, воспитанники детских садов, семейные группы, российские и иностранные туристы, садоводы-любители, люди с особыми потребностями, а также группы, которые мы определили как «Любознательные» и «Созерцатели». Пропорциональное распределение посетителей по группам можно увидеть на Рис. 1.
Ожидаемо большую часть посетителей Ботанического сада составляют школьники и студенты, а также семейная аудитория. При этом мотивация у этих групп совершенно разная. Школьники посещают Ботанический сад преимущественно в составе организованных групп, то есть, классами. Учащиеся не принимают самостоятельного решения о желании посетить / не посещать Ботанический сад. Решение принимает либо учитель, либо родители. С одной стороны, в данном случае мы имеем очень небольшой коэффициент заинтересованности на входе. С другой стороны, эти группы всегда осуществляют знакомство с Садом посредством экскурсии, поэтому мы имеем возможность через увлекательный рассказ экскурсовода и проведение интерактивных мероприятий повысить интерес школьников к вопросам экологии, к знакомству с миром природы.
Студенты мотивированы значительно больше. Для многих из них Ботанический сад и представленные здесь коллекции представляют профессиональный интерес. Экскурсии для этих групп обычно проводят кураторы коллекций, и подобная экскурсия напоминает больше практическое занятие или методическую консультацию.
Семейная аудитория нацелена на обучение и образование, для них Сад – это место, где можно хорошо провести время семьей и при этом расширить кругозор. Именно в этом сегменте формируется значительное число повторных посетителей, приходящих в Сад снова и снова.
Небольшую группу образуют воспитанники детских садов в составе организованных групп, порядка 7-8%. Их мотивация напоминает мотивацию школьников, они также относятся к категории так называемых «вынужденных групп», приходящих в Сад не по личному желанию и убеждению, а по решению взрослых. Что касается туристов (российских и иностранных), то работа с ними у нас только начинается, поэтому говорить об особых тенденциях в их запросах пока не приходится. Можно только отметить небольшой рост в данном сегменте по сравнению с предшествующими периодами, когда количество туристов составляло порядка 2-3%.
Интерес вызывают небольшие, но устойчивые группы, имеющие также тенденцию к росту, которые мы назвали «любознательные» и «созерцатели». Для «любознательных» Сад – это место, где можно получить новую информацию. Именно они составляют наиболее активный контингент среди подписчиков наших групп в социальных сетях. Они приходят на все тематические лекции и экскурсии. Это основная масса наших повторных посетителей, формирующая костяк друзей Сада. «Созерцатели» также относятся к числу повторных посетителей, однако их потребности отличаются от запросов любознательных. Для них Сад – это место, куда можно уйти от городской суеты, отрешиться от повседневных забот.
Наконец, нужно сказать о садоводах и цветоводах-любителях. Они приходят в Сад за профессиональной консультацией и посадочным материалом. Именно они составляют основную массу слушателей нашего «Зимнего лектория».
Анализируя интересы и мотивации представителей разных сегментов, можно отметить следующее. Несмотря на некоторые отличия потребностей, с которыми они приходят в Сад, наблюдается некоторая общая черта, заметная практически у всех целевых групп. Это потребность в качественных, проверенных знаниях от профессионалов. Данному явлению можно дать следующее объяснение. Мы отчетливо видим, как глубоко проникает в современную жизнь такое явление, как глобализация. Люди стали больше путешествовать, их кругозор стал шире. Мир и современные технологии предоставляют человеку самые широкие возможности для просвещения. Прежде всего, Интернет, но также и другие источники дают нашему современнику с самого юного возраста богатый выбор разного рода информации, этических и эстетических переживаний, возможность, не выходя из своей комнаты, перенестись в любое место планеты, ознакомиться с достопримечательностями всех времен и народов. Между тем, становится ясно, что не всей информации из этих источников можно доверять, что в мировой сети Интернет содержится значительное количество непроверенных фактов, ложной информации, так называемых «фейков». Этим объясняется желание получать информацию от специалистов, профессионалов в своей сфере, которые не только поделятся своими знаниями, но и смогут ответить на интересующие вопросы.
Для аудитории, приходящей в Сад за достоверной информацией, мы подготовили несколько экообразовательных проектов. Это «Зимний лекторий для садоводов и цветоводов», в рамках которого сотрудники Ботанического сада ИГУ делятся профессиональными секретами, проводят мастер-классы, читают лекции, отвечают на вопросы. Это серии сезонных (весна, лето, осень) тематических экскурсий по дендрарию, которые проводят как экскурсоводы Ботанического сада, так и привлеченные специалисты. Это семейный образовательный проект «Воскресные встречи в Саду», целевой аудиторией которого являются семьи с детьми, а тематика встреч довольно широка – знакомство с растительным миром Приангарья, насекомыми, птицами, пресмыкающимися, экосистемой в целом.
Рис. 2. Экскурсия «Когда цветет сакура». 2018 г.
Разработка новых экскурсий и лекций зачастую проходит с учетом интересов и пожеланий посетителей, посредством анкетирования, проведения опросов в социальных сетях, работы с записями в «Гостевой книге» на сайте БС ИГУ и «Книге отзывов» в Саду. Так формируется действенная и приносящая реальный положительный отклик «обратная связь» с посетителями Ботанического сада.
Концепция экологического просвещения в Ботаническом саду ИГУ включает в себя понятие доступности. В последнее время этот термин употребляется часто, применительно к людям с особыми потребностями. Несомненно, Ботанический сад должен быть доступным для всех людей. Однако мы трактуем понятие «доступности» расширительно и отмечаем следующие аспекты.
- Доступность физическая подразумевает наличие удобных входов на территорию Сада и в оранжереи, пандус в Визит-центре, широкие и ровные дорожки в дендрарии, удобные как для людей на инвалидных колясках, так и для родителей с детской коляской, удобное расположение этикеток и аннотаций, читаемый шрифт и т.д.
- Доступность временная. Все люди – работающие, пенсионеры, студенты, туристы, школьники – должны иметь возможность посетить Ботанический сад в удобное для них время.
- Доступность когнитивная. Посетители Ботанического сада, вне зависимости от уровня образования, должны иметь возможность получить информацию в доступной форме, без излишней наукообразности. Нельзя допустить, чтобы человек не очень образованный, читая тексты для посетителей, чувствовал себя полным ничтожеством. Поэтому информация о растениях и дисплейных участках в нашем Саду – на этикетках, в аннотациях, в аудиоэкскурсиях, которые можно прослушать посредством QR-кодов – адаптируется и излагается доступным языком. Человек, который пришел к нам в Сад, должен выйти из него, получив новые знания, новые положительные впечатления, сняв негативность и напряженность, которые создает в огромном количестве современная среда обитания человека.
- Доступность отношенческая. Речь идет о гостеприимстве. О том, что человек, пришедший в Ботанический сад, должен чувствовать себя комфортно, он должен ощущать, что его визиту рады, что он – именно он – долгожданный и приятный гость. И это не должно зависеть от социального статуса посетителя, от той суммы, которую он выложил за билет, или, наоборот, прошел по бесплатному билету. Сад для посетителя – это своеобразное психологическое убежище.
В нашем понимании, Сад должен представлять собой среду, комфортную для всех; универсальное пространство, где всем удобно и хорошо, своего рода социальную инклюзию. Если посетителю было комфортно в Саду, если он получил то, за чем пришел, то он уйдет из Сада его адептом и приведет сюда еще двадцать человек. Если человек ушел обиженным, разочарованным, то он этих двадцать человек не приведет.
Развитие экообразовательной работы в Ботаническом саду ИГУ предполагает расширение тематики экскурсий, разработку новых маршрутов, предложение аудитории новых форм познавательной деятельности, включение в экскурсии и образовательные мероприятия элементов интерактивности.
Интерактивность – антоним пассивного восприятия информации. Интерактивность предполагает внимание к мотивации посетителя, его личностным потребностям, его познавательным стратегиям. Существует достаточно большое количество методов интерактивности, давно и успешно применяемых в образовательной деятельности – так называемые действия с «включенными» руками (hands-on activities), игровое взаимодействие посетителей друг с другом и с экскурсоводом, ролевые игры, поддержка самостоятельной поисковой активности посетителей (например, с помощью путеводителей с заданиями).
Рис. 3. Экскурсия «Дом, рубашка и не только». 2017 г.
Различные формы интерактивности показали свою эффективность и востребованность среди посетителей Ботанического сада. Так, во время экскурсии «Травы луговые» участники имели возможность сделать своими руками традиционную русскую народную куклу «Стригушку». В процессе экскурсии «Дом, рубашка и не только», посвященной полезным свойствам растений, посетители могли познакомиться со способами изготовления волокна из крапивы и увидеть основные этапы технологического цикла.
Большой интерес у посетителей, как взрослых, так и у детей вызывает возможность работы с приборами и другими предметами, использующимися в научной деятельности – лупой, микроскопом, баночками для сбора образцов, энтомологическим сачком и т.д.
Рис. 4. Интерактивное занятие для школьников «Растения-инженеры». 2017 г.
В последние годы среди детей и молодежи пользуется популярностью такая форма познавательной активности, как игра-квест. В Ботаническом саду ИГУ разработаны несколько квестов, которые можно проходить как самостоятельно, так и в сопровождении сотрудника Сада. Игровые методы в экологическом просвещении важны тем, что усвоение новых знаний детьми происходит опосредовано, в процессе самостоятельного поиска информации. Здесь наряду с процессом обучения – передачи систематизированных специализированных знаний, одновременно происходит формирование экологических ценностей личности ребенка (Сафронов, Порошина, 2015).
Сотрудники отдела экопросвещения Ботанического сада ИГУ находятся в постоянном творческом поиске новых форм и методов работы с аудиторией. Осуществление летом 2018 года пилотного экообразовательного проекта «Умные каникулы в Ботаническом саду» продемонстрировало значительный интерес к нему родителей и школьников, востребованность в обществе подобных форм работы.
«Умные каникулы в Ботаническом саду» – это интегрированный проект, основными составляющими которого являются обучающая, развивающая и воспитывающая и части. Проект включает в себя 5 четырехчасовых модулей, каждый из которых посвящен отдельной теме – «Растительный мир», «Насекомые», «Птицы», «Выживание в живой природе», «Охрана окружающей среды». Модули связаны между собой, в результате у участников формируется целостное представление о природных экосистемах, протекающих в них процессах, о закономерностях существования и развития природных объектов, о необходимости охраны окружающей среды, прививаются основы экологической культуры.
В основе проекта лежит принцип «Обучение через исследование», предполагающий решение школьниками творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Участвуя в проекте, они приобретают навыки исследовательской работы, умение анализировать ситуацию и искать пути решения проблемы, предвидеть ситуации, учатся делать обоснованные заключения о состоянии окружающей среды.
Рис. 5. Игра-квест «Новогоднее расследование с Варварой Колючкиной». 2017 г.
В осуществлении образовательной и просветительской деятельности на базе Ботанического сада ИГУ мы придерживаемся принципов регулярности, непрерывности и системности. Наилучший результат дает проектно-ориентированный подход. В настоящее время в Ботаническом саду ИГУ реализуются несколько среднесрочных просветительских проектов – «Неравнодушная природа», «Воскресные встречи в Саду», «Семейная эко-мастерская», «Зимний лекторий», «Учимся, исследуя» и другие. Все эти проекты подразумевают наличие усилий на создание нового уникального образовательного (просветительского) продукта, скоординированность действий участников проекта в достижении единой цели, календарное планирование. В последнее время популярность среди посетителей Ботанического сада ИГУ приобрели выставочно-просветительские проекты, которые включают в себя проведение тематических выставок в сопровождении разнообразных просветительских мероприятий – лекций, кураторских экскурсий, семейных праздников.
***
Анализируя деятельность по экопросвещению и экообразованию в Ботаническом саду ИГУ за период 2017-2018 гг., можно отметить, что в этой сфере наблюдается существенный количественный и качественный рост. Он обусловлен как осознанием сотрудниками Сада необходимости обучения экологической культуре населения, особенно подрастающего поколения, так и спросом на наш интеллектуальный продукт со стороны общества, потребностью аудитории в получении новых знаний и положительных впечатлений. Таким образом, можно резюмировать, что Ботанические сады обладают достаточными ресурсами, чтобы играть ведущую роль в обновлении мира (Кузеванов, Сизых, 2005).
Рис. 6. «Умные каникулы в Ботаническом саду». 2018 г.
Рис. 6. «Умные каникулы в Ботаническом саду». 2018 г.
Рис. 8. Выставочно-просветительский проект «Библейский сад». 2018 г.
Литература
Кузеванов В.Я., Сизых С.В. Ресурсы Ботанического сада Иркутского государственного университета: научные, образовательные и социально-экологические аспекты. Справочно-методическое пособие.- Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2005.- 243 с.
Сафронов В.В., Порошина А.Ю. Ботанический сад – основа культурного наследия. Современные проблемы ботанического сада в России // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. 2015. № 5(32). URL:http://sibac.info/archive/guman/5(32).pdf (дата обращения: 13.09.2018)