Zykova V., Khaylenko E. “Educational activity of the Nikitа Botanical Gardens on the example of cooperation with the Artek ICC”, Hortus bot. 13, suppl. I (2018): DOI: 10.15393/j4.art.2018.5745


SUPPLEMENT I. Materials of the Second International Scientific and Practical Conference "Botanical Gardens in the Modern World: Science, Education, Management"

pdf-version 

Educational activity of the Nikitа Botanical Gardens on the example of cooperation with the Artek ICC

Zykova
Vera
The Nikita Botanical Gardens,
Nikita, Nikitsky Descent, 52, Yalta, 298648, Russia
zykova.vk@mail.ru
Khaylenko
Elena
The Nikita Botanical Gardens,
Nikita, Nikitsky Descent, 52, Yalta, 298648, Russia
mdmhelen@mail.ru
Key words:
botanical garden, biology, education, comprehensive educational modules, classes.
Summary: The main trends of educational and awareness-raising activities of Nikita Botanical Gardens (NBG) have been reviewed. A new trend of educational activity is participating in Comprehensive educational modules in biology in the International Children's Center “Artek” as a partner organization. NBG personnel is involved in development and implementation of the topical unit using various formats (guided tour; games; research; observation; search, selection, processing and structuring of information) aimed at solving educational tasks. Such resources of NBG as its unique living collections, expositions the Science Museum's depots are actively utilized. The results of the ongoing scientific research in NBG are closely incorporated in the classes. The structure of the classes and approaches to their design have been described.
Is received: 20 september 2018 year
Is passed for the press: 03 october 2018 year


Основанный в 1812 г. для развития сельского хозяйства Юга России Никитский ботанический сад (НБС) в настоящее время в полной мере выполняет три основные функции ботанических садов, занимаясь изучением и охраной биологического разнообразия, разработкой научных основ использования растительных ресурсов, а также информационно-просветительской и образовательной деятельностью (Плугатарь, Зыкова, 2015).

Поколения ботаников НБС проводили детальное изучение крымской флоры  и растительности. Созданный ими гербарий исчерпывающе отражает видовой состав флоры полуострова. Живые генофондовые коллекции древесных, оранжерейных, южных плодовых, цветочных, эфиромасличных, новых технических и лекарственных растений насчитывают около 16 000 видов, сортов и форм. Учеными НБС для сохранения в естественном состоянии реликтовых субтропических и прибрежных морских экосистем и разработки научных основ охраны природы в 1973 г. создан природный заповедник «Мыс Мартьян», а также принято участие в написании Красной книги Республики Крым.

Введено в культуру более 400 новых видов и создано более 1000 новых сортов культурных растений. Ведется разработка научных основ интродукции и селекции новых ценных сортов растений, разработка рационального использования почвенно-климатических условий в садоводстве и мер борьбы с вредителями и болезнями растений.

Просветительская и образовательная деятельность была важной частью работы НБС практически с момента его основания. В девятнадцатом веке на базе НБС работало Никитское училище садоводства и виноделия, выпустившее более 1000 высококвалифицированных специалистов. Для повышения качества образовательного процесса в 1893 г. в НБС был создан музей, в котором в настоящее время представлены экспозиции истории и основных направлений научной работы института, а также энтомологическая и карпологическая коллекции.

В XX веке ученые НБС всегда активно осуществляли научное руководство исследовательскими работами школьников, а том числе и участвовали в работе  Малой Академии Наук, а также проводили практики для студентов биологических, сельскохозяйственных и архитектурно-ландшафтных специальностей. С 2014 года на базе Сада функционирует Базовая кафедра садово-паркового и ландшафтного искусства Уральского государственного аграрного университета (ФГБОУ ВПО УрГАУ). В 60-х годах XX века в НБС появилась аспирантура, в которой в настоящее время ведется подготовка по специальностям «Ботаника» и «Экология».

В рамках экспозиционной деятельности традиционными направлениями просветительской работы НБС является создание системы информационных этикеток, выпуск путеводителей и проведение экскурсий по четырем выставочным паркам, Кактусовой Оранжерее, выставочному розарию и природному заповеднику «Мыс Мартьян».

В процессе расширения просветительской деятельности, с целью сформировать представление о НБС как о современном научном учреждении, способствовать профориентации школьников, мотивировать их к активному познанию природы,  расширить кругозор и развить базовые знания, получаемые в рамках  изучения курса биологии в школе, способствовать экологическому воспитанию была разработана образовательная программа, включающая экскурсии и дополнительные занятия, в которых используются активные методы обучения (Зыкова, Хайленко, 2016).

НБС постоянно сотрудничает с учреждениями отдыха и оздоровления детей, причем наряду с проведением экскурсий, это сотрудничество включает и образовательные мероприятия. В частности, с середины XX века ученые Сада читают лекции и проводят практические занятия для воспитанников Международного детского центра «Артек» (МДЦ «Артек»). С 2016 г. одним из новых направлений образовательной деятельности Сада стало его участие в Сетевых образовательных модулях (СОМ) – новой форме образовательных программ, разработанной и реализуемой МДЦ «Артек» совместно с внешними партнерами. Целью этой работы является анализ участия НБС в проведенных СОМ по биологии.

Создание СОМ состоялось в соответствии с положениями Программы развития лагеря, утвержденной Правительством РФ, о создании, апробации и внедрению инновационных форм общего и дополнительного образования, а также оздоровления и отдыха. Согласно п.3 раздела II протокола совещания от 5 мая 2016 года № ОГ-П8-121 пр у Заместителя Председателя Правительства РФ О.Ю. Голодец организация сетевой формы реализации образовательных программ в формате сетевых образовательных модулей рекомендована для внедрений в субъектах Российской Федерации (О внедрении образовательной новации…, 2016).

Сетевой образовательный модуль – это вариант организации принципиально нового образовательного контекста в открытой среде, способный вместить в себя множество вариантов комбинирования подходов к получению предметных, метапредметных и личностных результатов. Такая технология дает возможность для синтеза различных форматов, повышая их эффективность. Структурно СОМ включает три блока: предметный, практический (продуктивный) и презентационный (Организация образовательного процесса…, 2016).

В рамках СОМ со-партнерами учителя становятся, в том числе, и сотрудники организации-партнера. В роли такого партнера при проведении СОМ по биологии выступает НБС. На базе НБС реализуются все три блока СОМ.

Сотрудники НБС принимают участие в разработке и реализации первого (предметного) блока, направленного на решение задач, которые определены исходя из учебного содержания модуля (учебной программы), через такие форматы как экскурсия,  игра, исследование, наблюдение, отбор, обработка и структурирование информации, информационный поиск.

Проводимый сотрудниками НБС предметный блок, как правило, состоит из двух частей: экскурсии и занятия в Научном музее.

Экскурсия проводится по территории Арборетума, включающего около 2000 видов древесных растений и являющегося антропогенной экосистемой, биоразнообразие которой, позволяет расставить акценты в зависимости от образовательной задачи в соответствие с темой модуля.

Fig. 1. Guided tour is a part of Comprehensive educational modules

Темы, связанные с интродукцией, селекцией и разнообразием сортов культурных растений раскрываются при посещении восьми традиционных цветочных выставок НБС.

Занятие в Научном музее включает использование постоянных экспозиций истории и научной работы Сада для раскрытия изучаемой темы, а также выполнение поисковых заданий.

Представленные в экспозициях научные исследования, проводимые в НБС на протяжении его 200-летней истории, позволяют подбирать материал по темам, касающимся отраслей биологии, биологического разнообразия, охраны природы, экологии, физиологии, а также по наиболее широко представленной теме селекции растений.

 Экспозиции также позволяют проводить самостоятельный информационный поиск при выполнении заданий.

Помимо экспозиций для раскрытия темы занятия используются и результаты современных научных исследований, проводимых в НБС, представляемые в виде презентаций.

Материалом для выполнения поисковых заданий служат представленные в музее карпологическая и энтомологическая коллекция, коллекция образцов древесины, а также свежий растительный материал (корни, побеги, листья, цветки) растений разных систематических групп, источником которого выступают выступают живые коллекции НБС.

Fig. 2.Visiting floral exhibitions is also a part of the Comprehensive educational modules.

 

Fig. 3. Doing search tasks in the Scientific Museum of the NBG

Примером поискового задания может быть поиск листа по его морфологическому описанию, поиск растения по морфологическому описанию его плодов или семян, определение отряда насекомых по рисункам типов ног и усиков, определение способа распространения плодов и семян по их строению, определение площади листовой поверхности растения.

Частью занятия по теме «Селекция растений» является мастер-класс по гибридизации цветочно-декоративных растений, включающий знакомство с морфологическим разнообразием цветков у различных сортов и особенностями строения цветка основных цветочно-декоративных культур НБС, сбор пыльцы, подготовку цветка к опылению, опыление, использование изоляторов и этикеток, оформление журнала скрещиваний.

Fig. 4. Lesson on the topic "Plant breeding" in the Science Museum

Элементы игры используются для закрепления материала об основных систематических категориях в занятии по теме «Биологическая систематика».  Игра «Охотники за растениями», заключающаяся в поиске растения по его изображению дополняет ряд занятий для 5 и 6 классов.

За 2016–2018 гг. в результате работы в качестве организации-партнера МДЦ «Артек» в проведении СОМ по биологии было проведено 460 занятий по 16 разработанным темам («Лист и побег», «Строение корня. Видоизменения корней и побегов», «Вегетативное размножение растений», «Индивидуальное развитие растений и животных», «Основные разделы биологии», «Питание растений», «Сезонные изменения в жизни растений», «Селекция растений», «Биологическая систематика», «Среда обитания», «Строение клетки», «Половое размножение растений. Строение цветков и плодов. Двойное оплодотворение», «Ткани. Способы размножения растений», «Транспирация», «Удивительный мир насекомых», «Формы организации живого») для учащихся 5–11 классов. Участие НБС в проведении СОМ позволяет более полно вовлечь его ресурсы в образовательную деятельность, повысить интерес учащихся к рассматриваемым темам, имеет профориентационное значение, делает информацию практически ориентированной, что соответствуют девизу НБС – «Через науку – в жизнь».

 

References

Zykova V.K., Khajlenko E.V. Obrazovatelnaya programma «V mire rastenij Nikitskogo botanitcheskogo sada» // Mater. Pervoj Mezhd. nautchn.-prakt. konf. «Botanitcheskie sady v sovremennom mire: nauka, obrazovanie, menedzhment» 22 – 26 iyunya 2016 g., Sankt-Peterburg, Rossiya. Spb., 2016. S. 36–38

O vnedrenii obrazovatelnoj novatsii MDTs «Artek» «Setevoj obrazovatelnyj modul» (SOM) v regionakh Rossijskoj Federatsii Elektronnyj resurs // Vestnik obrazovaniya Rossii, 2016. Rezhim dostupa: http://vestniknews.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1773, data obratsheniya 15.09.2018

Organizatsiya obrazovatelnogo protsessa s ispolzovaniem tekhnologii setevogo obrazovatelnogo modulya: informatsionno-metoditcheskie materialy / Pod obtshej redaktsiej k.p.n. Yu.V. Eelmaa. FGBOU «MDTs «Artek», 2016. 25 s.

Plugatar, Yu.V., V.K. Zykova Sostoyanie i optimizatsiya prosvetitelskoj deyatelnosti v Nikitskom botanitcheskom sadu // «Landshaftnaya arkhitektura v botanitcheskikh sadakh i dendroparkakh»: Materialy VII mezhdunarodnoj nautchnoj konferentsii, 29 iyunya – 02 iyulya 2015 g. Yaroslavl: Filigran, 2015. S. 19–25.




Displays: 2216; Downloads: 763;